Часть 1. Сжатое изложение.


Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.  Напоминаем, что можно выделить три основных вида сжатия информации.


1) Объединение


«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».


 2) Замена


«На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы».


3) Удаление


«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладётся под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…» = «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном».

Упражнение № 1. Географические названия.


1) Прочитайте текст.


Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.
Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.
Бывало по-разному. То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшаяся в малое озерко: воды озера сливались с могучим потоком, растворялись в нём без следа. То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. Но почти всегда они, принося с собой новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.
Мы не знаем в точности, почему они так поступали. Может быть боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! Так или иначе – великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. Первоначальный их смысл забывается тысячекратно , а они всё живут.   

                (По Л. Успенскому)  (212 слов)

2) Напишите сжатое изложение.


1. (Запишите главную часть первого предложения.)
2. Древние люди, пытаясь найти (какое?)  … место для … , (что делали?) …  .
3. Пришельцы, захватывая …   , меняли названия почти всех … , но всегда сохраняли (что?) …  .  
4. Мы не знаем, почему …  .
5. Может быть, они …  .
6. Может быть, реку трудно … , потому что она протекает через …  .
7. Так или иначе названия рек сохраняются … , переходя от …  к  …  .



Упражнение № 2. Дворец семи фонтанов.

1) Прочитайте текст.


Древние арабы сочинили легенду о дворце семи фонтанов. Будто бы в стороне от торговых путей находится чудесный дворец, где бьют семь фонтанов, и не вода журчит в этом дивном источнике, а золотистое вино, слаще которого нет на свете. Прекрасная музыка наполняет сводчатые залы, темноокие богини услаждают своим чудным пением покой путника.
Караванщики, палимые солнцем, мучимые жаждой, видят плывущий над песками этот дворец, но, тяжело дыша, упрямо идут своей дорогой.
И вот будто бы какой-то юноша не вынес тяжести долгого пути, зной выпил все его силы, и тогда перед глазами возник этот прекрасный дворец.
- Давайте передохнём в прохладе этого чертога, давайте утолим жажду прекрасным вином! – предложил он своим товарищам. Но те покачали головой.
- Это дворец семи фонтанов. Туда можно войти, но из него нельзя выйти!
- Странные люди! Да зачем же оттуда выходить, если там хорошо! – вскричал юноша и, не обращая внимания на предостерегающие возгласы, пошёл во дворец. Перед ним распахнулись двери, журчащий фонтан щедро напоил его сладостной влагой, и сон сморил усталого путника.
Но не был этот сон спокойным, виделось юноше, что мимо дворца бредут караваны, что бешеные ветры валят с ног людей, что песок с воем кружит в небе…  А куда же я шёл, кто ждал меня, кого я оставил? Слышал он, как, узнав о смерти сына, безутешно рыдала его мать, как померкли очи любимой девушки. Хотел юноша встать, чтобы выбежать наружу, но тело, окованное сном, не слушалось его. Так он и спит – одинокий узник бесконечных снов, а мимо бредут караваны, и нелёгкий путь ведёт людей через боль и мучения к счастью и мирному покою.
Да, жизнь тяжела, порой тяжела невыносимо, но вне жизни есть только смерть, поэтому человек, стиснув зубы, упрямо идёт своей дорогой, пока бьётся сердце.              

(По А. Гончаренко) (280 слов)

2) Напишите сжатое изложение.


     Древние арабы (что сделали?) … легенду о …  . В стороне от … есть (какой?) дворец, где из фонтанов … , слаще которого …  . В залах звучит … , (кто?) …  услаждают (чем?) …  путников.
     Караванщики измученные (чем?) …  видят … , но  …  . Какой-то …  не вынес … и решил …  . Товарищи ему сказали, что … , но …  .
- Зачем оттуда … , если …!  - … юноша и …  .  … …  .
    Юноше виделось, будто …  . Куда я …, кто …? Он слышал, как  …  . Хотел юноша …, но тело его не слушалось. Так он и …, а мимо … люди через … к …  .
     Жизнь (какова?) …, но вне жизни есть только … , поэтому …  .


Дополнительное задание. Замените предложения с прямой речью предложениями с речью косвенной.



Упражнение № 3. Анна Павлова.


1) Прочитайте текст.


Гастроли Павловой в Стокгольме были первым её выходом на европейские сцены. В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства.  Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар Второй, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. Конечно, оказанные почести были приятны балерине. Но истинную радость она испытала после одного из представлений в стокгольмском театре. До самого отеля за экипажем Павловой молча шла толпа зрителей. Люди не аплодировали, не переговаривались, не желая нарушать отдыха артистки. Никто не ушёл и тогда, когда балерина скрылась в отеле. Толпа так же молча стояла какое-то время под её окнами. Павлова недоумевала, как ей поступить, пока горничная не подсказала ей, что нужно выйти на балкон – поблагодарить. «Я вышла, - вспоминала много позже Павлова, - и меня встретили целой бурей рукоплесканий и восторженных криков, почти ошеломивших меня после этого изумительного молчания. В благодарность я могла только кланяться. Потом они начали петь милые шведские песни. Я не знала, что делать. Потом сообразила – бросилась в комнату, притащила корзины, подаренные мне в этот вечер, и стала бросать в толпу цветы: розы, лилии, фиалки, сирень… Долго-долго толпа не хотела расходиться… Растроганная до глубины души, я обратилась к своей горничной, спрашивая: «Чем я так очаровала их?»
- Сударыня, - ответила она, - вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы!
Я не забуду этого ответа … С этого дня моё искусство получило для меня смысл и значение».
Взволнованная, Анна долго не могла уснуть. И хотя понимала, что завтра опять и репетиция, и спектакль, и утром надо быть бодрой, сон не шёл.                                                      

(По В. Носовой)   (263 слова)

 2) Напишите сжатое изложение.


     (Запишите первое предложение.) Зарубежные газеты называли эти гастроли …  . Однажды …  . Конечно, оказанные почести были …  . Но (какую?) … радость она испытала после …  . До самого отеля за экипажем …  . Они шли (как?) …  . Потом так же … стояли под её …  . Павлова не знала, …, пока (кто?) … не подсказала ей, что … , чтобы …   . Позже Павлова вспоминала, что …  . Балерина стала бросать …  . Толпа долго …  . Растроганная  … спросила горничную: «…?». Она ответила, что Павлова   …  .
     Балерина на всю жизнь … . С того дня её искусство …  .

Упражнение № 4 (контрольное). Мечта.


1) Прочитайте текст.


Не только дети , но и взрослые с восхищением наблюдают интересные приключения весёлых спасателей Чипа и Дейла, дядюшки Скруджа и его утят-племянников. Эти и другие симпатичные герои мультфильмов Уолтера Диснея уже немало десятилетий развлекают детей всего мира. А знаете ли вы, как целеустремлённо он шёл к своей мечте?
В многодетной семье подрастало пятеро сыновей. Семья Диснеев жила очень бедно, у них не было денег даже на карандаши и бумагу. Поэтому Уолтер, который очень любил рисовать, делал свои первые рисунки смолой на стене дома. Через три года талантливый и сообразительный парнишка уже продавал свои рисунки соседям.
Восьмилетний Уолтер  вынужден был вставать в три часа утра, чтобы разнести газеты, а после этого идти в школу. В свободное время упрямый мальчишка продолжал рисовать.
В четырнадцать лет Уолтер Дисней сам решил свою судьбу, поступив в художественную школу. В 1914 году началась первая мировая война. Семнадцатилетний Дисней следом за старшим братом добровольцем пошёл на фронт, где за рулём санитарной машины более года перевозил раненых к госпиталю. Автомобиль вместо камуфляжной раскраски он разрисовал своими картинками.
Через некоторое время вместе со своим братом Роем на одолженные деньги Уолтер открывает «киностудию» в гараже своего дяди. История «Дисней Компании» началась в этом маленьком голливудском гараже. Закупив краски, кисти, братья занялись производством мультфильмов. Именно здесь был создан первый мультфильм Диснея – «Алиса в стране чудес». Братья, создавая анимационные фильмы, выполняли функции и актёров, и музыкальных редакторов, и звукооператоров, и сценаристов, и директоров.
Уолтер с головой уходит в работу. Из-под его рук выходят друг за другом персонажи многочисленных мультфильмов, которые нравятся людям во всём мире: Алиса, Плуто и Гуффи, Белоснежка и семеро гномов, олень Бемби, слонёнок Думбо… Цель, к которой он шёл с самого детства, начала сбываться.
Мультипликатор с мировой славой стал миллионером и построил для детей сказочную страну Диснейленд, населённую героями его собственных мультфильмов. Уолтер Дисней считается чемпионом за количество полученных «Оскаров», их у него 26.
Если у человека есть мечта, к которой он стремится, целеустремлённость – лучшее средство её достижения.


2) Напишите сжатое изложение.


Примечание.  Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов.

Упражнение № 5 (контрольное). Дорога домой.


1) Прочитайте текст.


Бывают вороватые коты. А среди них – неисправимо вороватые. Одесский кот Мордан был как раз таким. Жил кот Мордан в коммунальной квартире, отнюдь не голодал, призвание же своё видел не в ловле мышей, не в той ласковости, которой иные коты умудряются снискать у людей беспечальное себе житьё, а в том, чтобы следовать своей врождённой преступной склонности – воровать. Стоило хозяйке зазеваться или выйти из кухни, как Мордан был тут как тут. Он умудрялся вытаскивать мясо даже их кастрюли с кипящим супом.
Ловкость и наглость, с которой совершал он свои налёты, постоянно держала всех обитателей квартиры как бы на осадном положении. Скоро это всем обитателям коммуналки надоело: бедное животное отвезли в дальний конец города и оставили там, на глухой окраине. С месяц все жили спокойно и думали, что так будет всегда. Но ошиблись: через месяц Мордан вернулся. Вернулся злой, похудевший и неизменно верный прежним преступным своим пристрастиям.
На кошачью беду, в той же квартире жил капитан сухогруза. Решено было, что капитан заберёт кота с собой на корабль. Суровая морская дисциплина и неизбежные испытания призваны были перевоспитать кота и исправить его пороки. Само собою, на корабле криминальные возможности кота, по сравнению с кухней, возросли многократно. Мордан крал всё, что мог. Уберечься, уследить за ним было практически невозможно. И моряки, едва дождавшись первого индийского порта, оставили Мордана на берегу. И на этом история с вороватым котом должна была бы завершиться. Но этого не случилось.
Обитатели одесской квартиры, избавившись от наваждения, жили счастливо и спокойно. Они забыли и думать о коте, а если и вспоминали, то теперь уже без былого ужаса, даже с некоторым сожалением.
Когда же по прошествии полутора лет на рассвете у дверей всё той же одесской квартиры послышалось жалобное мяуканье, сначала никому и в голову не пришло, что это мог быть Мордан. Но это был именно он – добравшийся в Одессу из Индии, их неисправимый, шкодливый кот. Для всех это было как возвращение блудного сына.
Желающие могут попытаться рассчитать, через сколько границ, рек, гор и пустынь пришлось коту перейти, сколько тысяч километров преодолеть, чтобы вернуться домой.

2) Напишите сжатое изложение.


Примечание.  Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов.

Упражнение № 6 (контрольное). Суворов на посту.


1) Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение.


Суворову пришлось стоять на часах в петергофском парке, у Монплезира, любимого павильона Петра: отсюда открывался широкий вид на море.
Ветер прохватывал часового насквозь, высушивая мокрую одежду, и, хотя солнце пригревало, Александра охватил озноб. Руки стыли. Зубы выбивали барабанную дробь. Суворов хотел уже вызвать свистком подчаска и просить смены, как услышал за поворотом дорожки говор и смех. К Монплезиру по дорожке, усыпанной красным скрипучим песком, приближалась Елизавета Петровна, одетая в короткую кавалерийскую куртку, в ботфортах со шпорами, на голове – офицерская шляпа. Она звонко чему-то смеялась. А за ней, несколько отстав, шли, перекоряясь и бранясь , две старухи. Ветер вздувал их широкие платья колоколами.
Суворов вытянулся и сделал мушкетом на караул. Елизавета Петровна взглянула на Суворова, расхохоталась и, остановясь, указала старухам на часового. Старухи, подойдя, продолжали спорить. Они говорили по-французски громко, не стесняясь, полагая, что часовой не может их понять. Суворов немало удивился, узнав в одной из старух лейб-медика Елизаветы, француза Лестока, а в другой – канцлера Бестужева. В этот день при дворе была объявлена самая любимая игра Елизаветы Петровны – «метаморфозы» (то есть превращения), и дамам приказано быть в мужском, а кавалерам – в женском платье.
Лесток подошёл к часовому и, взяв его за перевязь на груди, обратился к Бестужеву, продолжая с ним спорить:
- Вы гневаетесь, господин великий канцлер, ибо знаете, что неправы. В России всё можно купить: генерала за сто тысяч рублей, а этого солдата  - за рубль. Вот и вся разница.
- Ах так! – воскликнула Елизавета Петровна. – Мы сейчас это испытаем, - продолжала она по-французски. – Алексей Петрович, дай рубль взаймы. У меня только червонцы.
Бестужев поднял юбку, достал из кошелька рубль и, сделав глубокий реверанс, подал монету Елизавете.
- Возьми за хорошую службу, - сказала по-русски Суворову царица.
- Нет, ваше величество: устав караульной службы запрещает на посту брать подарки, тем более деньги.
- Но я тебе приказываю. Ведь ты знаешь, кто я?
- Тебе, дурак, царица дарит, бери! – прибавил Лесток, хлопнув Суворова по плечу.
Александр вспыхнул, отступил на шаг и крикнул по-французски:
- Если вы, сударь, ещё раз коснётесь меня рукой, я вызову караул. Часовой – лицо неприкосновенное!..
- Ого! – в изумлении воскликнул Лесток, опустив руки. – Каков маленький капрал!
- Молодец! – похвалил Бестужев.
Елизавета Петровна кинула серебряный рубль на песок, к ногам Суворова, и сказала:
- Возьми, когда снимешься с караула… Видишь, граф, и в России есть непокупное.

(По С. Григорьеву)  (390 слов)

2) Напишите сжатое изложение.

 Дополнительное задание. Замените(по возможности)  предложения с прямой речью предложениями с речью косвенной.

Примечание.  Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов.