Задание 3. Средства выразительности речи
1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов призаками и свойствами человека.
Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. 
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. 
Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:

а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например:Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.

б) сравнительным придаточным предложением
Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

в) сущ. в Т.п. 
Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

5. Гипербола – преувеличение. 
Например: Я тебе миллион раз говорил.

6. Литота – преуменьшение. 
Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

7. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Например: Имя твоё – птица в руке,
                 Имя твоё – льдинка на языке…

8. Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Например: Не сияет на небе солнце красное,
                 Не любуются им тучки синие…

9. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.Например: Сейте разумное, доброе, вечное

10. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
Например: Они сошлись. Волна и камень,
                 Стихи и прозалёд и пламень.

11. Инверсия – необычный порядок слов. При необычном порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Например: Вот нахмурил царь брови чёрные… 
(Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

12. Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. 
Например: На кого не действует новизна? 

13. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.
Например: О Русь моя! Жена моя!

14. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. 
Например: ленивый, ленится, лентяй

15. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. 
Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Например: реветь, дочурка, продажный

17. Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания 
Например: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

18. Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков. 
Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются  "корабли"

19. Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же 

слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Например: Лениво дышит полдень мглистый, 
                Лениво катится река. 
                И в тверди пламенной и чистой
                Лениво тают облака. 

20. Оксюморон - сочетание несочетаемого.
Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма


Задание 4. Правописание приставок

Иноязычные приставки.

Предметом обсуждения данного поста снова будут приставки. На этот раз иноязычные. Дело в том, что задание В3 в некоторых экзаменационных тестах может звучать примерно так: "В предложениях 7-13 найдите слово с иноязычной приставкой".
Конечно же, это задание будет сложным для тех, кто не знаком с иноязычными приставками.
Так что давайте знакомиться!
Данный перечень содержит не только приставки, но и их значение, а также примеры слов.

1. А- / АН- : «отрицание, отсутствие какого-либо качества».
Пример:  аморальный, алогичный, анэлектрон 


2. АНТИ-: «противо». 
Пример: антинаучный, антихудожественный, антимиры.

3. АРХИ-: «высшая степень признака».
Пример: архиважный, архимиллионер. 

4. ГИПЕР-: «превышение нормы».
Пример: гипертония, гиперфункция

5. ГИПО-: «понижение против нормы». 
Пример: гипотония, гипотрофия, гипофункция

6. ИНФРА-: соответствует русскому ПОД.
Примеринфразвук, инфракрасный 

7. ДЕ- (перед согласными), ДЕЗ- (перед гласными): "отмена, отрицание чего-либо".
Пример: демонтаж, демобилизация, деквалификация, дезинфекция 

8. ДИС- (перед согласными), ДИЗ- (перед гласными и ъ): «разделение, отрицание, противопоставление».
Пример: дисгармония, дисквалификация, дисфункция, дискомфорт, дизъюнкция

9. ИНТЕР-: соответствует русскому МЕЖДУ.
Пример: интернациональный, интерлингвистика

10. КОНТР-: соответствует русскому ПРОТИВ.
Пример:  контрагент, контратака, контрмарш 

Внимание: в слове контр-адмирал контр- не имеет значения приставки и по аналогии с вице-адмиралом пишется через дефис. 

11. РЕ-: «возобновление, повторность действия».
Пример: репродукция, реинфекция 

12. ПРО-: «быть сторонником, действовать в чьих-либо интересах», «вместо кого- или чего-либо».
Пример: проимпериалистический; проректор 

13. ПОСТ-: соответствует русскому ПОСЛЕ. 
Пример: постимпрессионизм, поствулканические процессы

14. ПРОТО-: «исходный, высший, старший, главный».
Пример: прототип, протозоология 

15. СУБ-: соответствует русскому ПОД.
Пример: субтропики, субинспектор

16. СУПЕР-: соответствует русскому СВЕРХУ и НАД; «главный, высшего качества».
Пример: суперобложка, суперфосфат, суперавиация

17. ТРАНС-: «движение через какое-либо пространство».
Пример: транссибирская железная дорога

18. УЛЬТРА-: соответствует русскому ДАЛЕЕ, БОЛЕЕ, СВЕРХ.
Пример: ультрамодный, ультрасовременный 

19. ЭКСТРА-: соответствует русскому ВНЕ, СВЕРХ: 
Пример: экстраординарный

20. ПАН-: «относящийся ко всему, охватывающий все».
Пример: панславянский, панамериканский, пандемия

В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: 

перед глухими
 согласными произносят [с] и пишут «с», 

перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з».

Например:
 РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая).

Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С:


без-, бес-
воз-, вос-
вз-, вс-
из-, ис-
низ-, нис-
раз-, рас-
роз-, рос-
черес-, чрез-
3 ) Приставки ПРЕ-, ПРИ.
Приставка ПРИ- пишется в следующих значениях:
1. приближения (примчался)
2. присоединения (пришил)
3. близости (пришкольный)
4. неполного действия (прикусил)
5. доведения действия до конца (пристрелить)

Приставка ПРЕ- пишется в следующих значениях:
1. = очень (премудрый)
2. = ПЕРЕ- (преступник)

Запомни слова, правописание приставок в которых зависит от лексического значения:

1. ПРЕзирать врага (ненавидеть) - ПРИзирать, ПРИзреть котёнка (приютить)
2. ПРЕклонить голову (опустить вниз), колено (встать на колени) - ПРИклонить ветку к земле (приблизить, нагнуть)
Внимание!  Слово ПРИКЛОНИТЬ употребляется в выражении ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ в том случае, если означает "приютиться; найти место, где жить". При этом слово ГОЛОВУ должно иметь зависимое слово, отвечающее на вопрос куда? где? к кому? Например: На старости лет некуда голову приклонить.
3. ПРЕтворить мечту в реальность (воплотить, осуществить) - ПРИтворить дверь(закрыть неплотно или тихо, осторожно)
4. ПРЕтерпеть неудобства (перетерпеть) - ПРИтерпеться к неудобствам (привыкнуть)
5. ПРЕступить закон (переступить, нарушить) - ПРИступить к занятиям (начать)
6. ПРЕбывать на вокзале (находиться) - ПРИбывать на вокзал (приехать)
7. ПРЕподать урок (посоветовать) - ПРИпадать к земле (прижиматься)
8. ПРЕходящие явление (временное, недолговечное) - ПРИходящий учитель (являющийся на время для исполнения обязанностей)
9. ПРЕдать друга (изменить, нарушить верность) - ПРИдать товарный вид (сделать)
10. ПРЕемник учёного (продолжатель) - слушать ПРИёмник (аппарат для приёма сигналов)
11. ПРЕуменьшать заслуги (очень уменьшать) - ПРИуменьшить вес (чуть-чуть уменьшить)

4) Неизменяемые приставки.


1.Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. 
Правописание таких приставок следует запоминать. 

Список неизменяемых приставок смотрите далее:

О- : окликнул, остановка, осадок, онеметь

У- : убежал, уехал, успокоиться
ДО- : добраться, дойти, догадка
ПО- : поверье, подворье, порезать, полагаться
ПРО- : проварить, пробел, проделка, произрастать
ПРА- : В особом значении: прабабушка, праязык
НА- : нападение, накрыть, нагнать
ЗА- : задаваться, заключенный, забрать, забить
НАД- (НАДО-):  надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться
ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить, подсказать, подождать
ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть, открыть
ОБ-(ОБО-): обстричь, обточить, обтереть, обойти
В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться, вовлечь
ВЫ - вышагивать, выход, выпрыгнул
ПРЕД- (ПРЕДО-):  председатель, предшественник, предрешать, предостеречь
ПЕРЕ-:  перегной, перелить, перекос
С- (СО-):  сдвинуть, согнуться

2.В некоторых неизменяемых приставках может происходить ОГЛУШЕНИЕ или ОЗВОНЧЕНИЕ согласного.

ОГЛУШЕНИЕ – это замена парного по звонкости-глухости звонкого согласного глухим.
Например: в слове ОБТОЧИТЬ звонкая согласная Б в приставке ОБ- даёт глухой звук П, то есть происходит ОГЛУШЕНИЕ согласного.

ОЗВОНЧЕНИЕ - это замена парного по звонкости-глухости глухого согласного звонким.
Например: в слове СДЕЛАТЬ глухая согласная С в приставке С- даёт звонкий звук З, то есть происходит ОЗВОНЧЕНИЕ согласного или в слове ОТБРОСИТЬ глухая согласная Т в приставке ОТ- даёт звонкий звук Д.

3.ОГЛУШЕНИЕ или ОЗВОНЧЕНИЕ может происходить НЕ ВО ВСЕХ неизменяемых приставках, а только в следующих: 

• согласный на конце приставок В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД- ОГЛУШАЕТСЯ только в том случае, если после него стоит глухой согласный;

• согласный на конце приставок ОТ-, С- ОЗВОНЧАЕТСЯ только в том случае, если после него стоит звонкий согласный.

ЗАПОМНИТЕ: Чтобы правильно выделить приставку в слове, нужно сначала найти корень слова! 

5) Приставки, правописание которых зависит от ударения.
От ударения зависит правописание гласных в следующих приставках:
а) РАЗ- (РАС-) и РОЗ- (РОС-),
б) НЕ- и НИ-.

Этап 1. Остановимся на приставках РАЗ- (РАС-) и РОЗ- (РОС-).

Правило очень простое, оно звучит так:
В приставках РАЗ- (РАС-), РОЗ- (РОС-) под ударением пишется О, без ударения - А.
Например: разыграть - розыгрыш, рассыпать - россыпь

Этап 2. В случае с приставками НЕ- и НИ- действует аналогичное правило:

В отрицательных и неопределённых местоимениях и отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, а без ударения - приставка НИ-.
Обратите внимание на то, с какими частями речи употребляются вышеназванные приставки.
Это отрицательные и неопределённые местоимения и отрицательные наречия.
Как распознать эти части речи среди других? Очень просто!

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ и НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Как известно, местоимение в предложении может занимать место одной из трёх частей речи, называемых в русском языке именами: имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.
Вспомним, на какие вопросы отвечают эти части речи.
Имя существительное: на падежные (кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)
Имя прилагательное: какой? чей?
Имя числительное: какой? сколько?
Если добавить к этим вопросам приставки НЕ- и НИ-, то мы получим отрицательные и неопределённые местоимения.

Отрицательные местоимения:
никто
ничто
некого - никого
нечего - ничего
некому - никому
нечему - ничему
некем - никем
нечем - ничем
никакой 
ничей 
нисколько

Неопределённые местоимения:
некто
нечто
несколько

Обратите внимание:

  • вопросы какой? чей? не сочетаются с приставкой НЕ-;
  • а в случае с вопросами о ком? о чём? НЕ и НИ являются не приставками, а частицами, т.к. пишутся раздельно (не о ком - ни о ком, не о чем, ни о чём).

Отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.
Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки и количества.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ НАРЕЧИЯ
Теперь вспомним, на какие вопросы отвечают наречия: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?

Добавим к вопросам приставки НЕ- и НИ- и получим отрицательные наречия:

негде - нигде
некогда - никогда
некуда - никуда
неоткуда - ниоткуда
незачем
никак

Обратите внимание:

  • вопрос почему? не сочетается с приставками НЕ- и НИ-;
  • вопрос зачем? не сочетается с приставкой НИ-;
  • вопрос как? не сочетается с приставкой НЕ-;
  • не путайте отрицательные наречия с отрицательными местоимениями не за чем и ни за чем.

 

Задание 5. Правописание суффиксов

Выполнение этого задания возможно, если вы хорошо знаете правописание суффиксов.

  1. –Н- и –НН- в суффиксах имён прилагательных

-Н-

-НН-

- от существительных образуются прилагательные с суффиксами –ин-,- ан- , -ян- (голубиный, глиняный, кожаный);

Искл. :деревянный, стеклянный, оловянный.

- от существительных с основой на –н-образуются прилагательные: туман – туманный, сон – сонный;

- от существительных образуются прилагательные с суффиксами –онн-,
- енн-: станционный, временный;

Искл.: ветреный и ветряной (ветреный день, ветреный (т. е. легкомысленный) человек, ветряная мельница.

 

В кратких прилагательных пишется столько же –Н-, сколько и в полных:
Красный  -   красна,
Туманный  -  туманна

  1. Две буквы –Н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

- есть приставки (кроме приставки –не-): засушенный цветок  (некрашеный забор);
- если слово на – ованный, -ёванный: консервированные овощи.
Искл.: кованый, жёваный.
- есть зависимые слова: жаренный на сковородке пирожки (жаренные где? на сковородке);
- слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: брошенная (от глагола бросить – что сделать? совершенный вид) деревня.
Искл.: раненый, названый, смышлёный.

  1. Правописание –Н- и_НН- в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных.

-В кратких причастиях всегда пишется –Н-!
Краткие страдательные причастия всегда можно заменит глаголом в форме прошедшего времени:
Деньги были изысканы к сроку. (их изыскали, нашли)
Семены рассеяны. (их рассеяли по полю)
Ягоды подалены и перемешаны с сахаром. (их подавили и перемешали)
- В кратких отглагольных прилагательных(как правило)  пишется –НН-!
Краткие отглагольные прилагательные нельзя заменить глаголом, их можно только заменить полной формой прилагательного: сколько –Н- в полной форме, столько же и в краткой:
Она была изысканна и воспитанна. (изысканная и воспитанная)
Девочка рассеянна и невнимательна. (рассеянная и невнимательная)
Люди подавленны всеобщим горем. (подавленные)

Задание 6. Стилистически нейтральные синонимы
Сначала вспомним, что такое синонимы.

СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.  
Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Например:

слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться; 

будущий — по сопоставлению с книжным грядущий; 

взгляд — по сопоставлению с взор; 

глаза — по сопоставлению с очи;

голый — нагой; 
доказательство — аргумент; 
душистый — благовонный — благоуханный;
есть — вкушать, жрать; 
жаловаться — сетовать; 
заботиться — радеть; 
задержка — промедление, проволочка; 
кудрявый — курчавый; 
лгать — врать; 
мешать — препятствовать; 
муж — супруг; 
надежда — упование, чаяние; 
напрасно — тщетно; 
обещать — сулить; 
обмануть — надуть; 
поединок — единоборство; 
смерть — кончина; 
умереть — скончаться; 
хоронить — погребать.

Задание 7. Способы связи слов в словосочетании
Способы подчинительной связи следующие: согласование, управление, примыкание
Согласование как способ подчинительной связи

  • Согласование - это вид подчинительной связи, когда зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, например: красивая картина.

Главным словом при согласовании являются имя существительное, субстантивированное прилагательное или причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также местоимение, существительное, например: приподнятое настроение, студенческая столовая.
Зависимое слово может быть именем прилагательным, местоимением-прилагательным, порядковым числительным или причастием, т.е. такими разрядами слов, в которых категории рода, числа и падежа не являются самостоятельными, например: верное решение, наша встреча.

 

Управление как способ подчинительной связи

  • Управление - вид подчинительной связи, когда зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, требующем главное слово, например: писать книгу, щелкать зубами, советовать другу (кому? Дательный падеж);

Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола (радоваться встрече), существительного (любовь к людям), прилагательного(достойный сожаления), наречия(недалеко от города), порядковым числительного(первый в классе).
При управлении зависимым словом всегда выступают имена существительные, местоимения-существительные, субстантивированные прилагательные(покрыть снегом, беседа с рабочими).

 

Примыкание как способ подчинительной связи

  • Примыкание - это такой вид синтаксической связи, когда неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу. Например: Очень мило (как мило? ).

Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие, форма простой сравнительной степени, деепричастие, некоторые неизменяемые прилагательные(приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).
Инфинитив примыкает к глаголу (стараться ответить, приехал погостить), имени существительному (желание помириться), прилагательному(намерен отдохнуть)
Наречие примыкает к глаголу(читать быстро, есть всухомятку), существительному(яйца всмятку), прилагательному(очень вкусный), другому наречию(слишком холодно).
Формы сравнительной степени примыкают к глаголу(ответить лучше, бежать быстрее), к существительному(новость поинтереснее, напиток покрепче)
Деепричастия примыкают к глаголу в случаях, когда в них развивается значение наречия(читать лёжа, спать сидя).
Неизменяемые прилагательные типа беж, мини, макси, хинди, миди, клеш и т.д. примыкают к существительным(язык хинди, часы пик).

Следует различать примыкание и управление

  • Её обувь – это примыкание (чья?),
  • Увидеть его – управление (кого?).

В разрядах местоимений есть два омонимичных разряда. Личное местоимение отвечает на вопросы косвенных падежей, и оно участвует в подчинительной связи – это управление, а притяжательное участвует в примыкании.

  • Бежать в магазин – управление,
  • Пойти сюда – примыкание.

Важно различать предложно-падежную форму и наречие, т.к могут быть одинаковые вопросы! Если между главным и зависимым словом стоит предлог, то это управление.

Задания 8 и 11. Грамматическая основа предложения
Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы именительного падежа кто? или что?



Имя существительное

Солнце сияло с самого утра.

Имя прилагательное

Во время детской игры большие сидели на балконе.

Причастие

Провожающие начали покидать вагоны.

Числительное

Десять делится на два.

Неопределённая форма глагола

Учиться всегда пригодится. Охранять природу – значит охранять Родину.

Словосочетание

Анютины глазки росли возле крыльца. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. Дед с матерью шли впереди всех.

Местоимение

Мы ехали по широкому лугу.

Сказуемое. Виды сказуемого.
1. Простое глагольное сказуемое. Лексическое и грамматическое значение выражаются одним словом.
Уже проснулись певчие птицы. Вы возьмите с собой в поход карту – схему.

2. Составные сказуемые.

Составное глагольное сказуемое. Состоит из вспомогательного глагола (грамматическое значение) и неопределённой формы глагола (лексическое значение). Наиболее часто в качестве вспомогательных употребляются глаголы начать, кончить, стать, продолжать, хотеть, желать, мочь; а также краткие прилагательные должен, рад, готов и глагол быть в форме одного из наклонений. 
Скрипач начал играть. Он продолжал спорить со мной ещё несколько минут. Человек должен трудиться. Я рад их видеть.

Составное именное сказуемоеСостоит из глагола-связки(грамматическое значение) и именной части(лексическое значение).

А)  наиболее употребительным является глагол-связка быть. В настоящем времени не употребляется, нулевая связка.
Ты был смелым воином. Ты будешь смелым воином. Ты смелый воин.

Б) есть ещё глаголы-связки: делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться.
Всё делается светлее, веселее от первого снега. Дворец казался островом печальным.

В) в роли связок могут выступать глаголы движения и состояния: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять.
Девушка пришла усталая. Она возвратилась домой, в Россию, излечённая.

Выражение именной части сказуемого.



Имя прилагательное

Он весёлый. Он был весёлый. Он сегодня весел. Он веселее, чем его сестра.

Имя существительное

Он весельчак. Он был весельчакомБыл он с хитрецой. Весь сад в цвету.

Причастие

Брови её были сдвинуты. Хлеба обмолочены.

Числительное

Два да три будет пять.

Местоимение

Вишнёвый сад теперь мой.

Наречие

Ей туфли впору будут.

Словосочетание

Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами.

В именную часть могут входить союзы как , будто, словно, точно, вносящие в сказуемое значение сравнения.
Строгое лицо его было как из чугуна.

Задание 9.  Обособление второстепенных членов предложения

 

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
(определениями, обстоятельствами, приложениями).
Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными, например: Он сердито швырнул окурок, зашипевший в луже, засунул руки в карманы расстёгнутого, развеваемого ветром пальто и, нагнув ещё не успевшую прояс­ниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда, принялся шагать сосредоточенно и энергично. (А. Се­рафимович) 
В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом (окурок(к а к о й?), зашипевший в луже), и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (принялся шагать (как ?), нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда).
Рассмотрим подробнее некоторые случаи обособления.
Обособленные определения
1)  Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастными оборотами или распространенными прилагательными, если стоят после определяемого существительного: 
Особенно любил я беседы с ночными извозчиками, бедными подгорными крестьянами, прибывшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек.
2)  Обособляются согласованные и несогласованные определения, если относятся к личному местоимению, независимо от места в предложении: 
Жёлтый, высохший, с лысиною на всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе. Он ехал шагом, тол­стый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (По И. Тургеневу)
3)  Обособляются распространённые или одиночные определения, если они стоят перед определяемым существительным и имеют обстоятельственное значение причины, уступки, условия: 
Исполненный недоумения, возвратился Юний на площадь.(Т.) Рассерженный нами, пёс бешено лаял и рвался с цепи. (К. Седых)
4)  Обособляются два и более одиночных определения, если они стоят после определяемого слова, и особенно в тех случаях, когда определяемому существительному предшествует ещё одно определение: 
Острый топор Епифана неутомимо гнал от комля к вершине нервущуюся щепу, длинную и широкую. (К.Седых)
Полусмешная вражда, старинная и глубоко укоренившаяся, готова была, казалось, прекратиться от пугливости лошади. (П.) 
Из чёрной тучи, огромной и грозной, веером рассыпались молнии. (Акс.) 
С нею был юноша, красивый и сильный. (М.Г.)
5)  Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенным падежом существительного, стоящие после определяемого слова и имеющие характер дополнительного (добавочного) сообщения: 
Маленький Тема, бледный, с широко раскрытыми глазами, стоял перед сломленным цветком. 
Повар, в грязном белом фартуке, белокурый, ленивый, молодой, из бывших крепостных, Аким собирается разводить плиту. 
Отец, седой, хмурый по обыкновению, в белом кителе, что-то озабоченно соображает.(По Н. Гарину-Михайловскому)
6)  Обособляются определения, если они оторваны от определяемого слова: 
Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые. (М.Г.) 
Морозка протискался в дверях и стал рядом с Дубовым, сумрачный и злой. (Ф.) 
Это были броненосцы второго класса, старые, с малым ходом.(Н.-Пр.) 
Епифан встретил его с колом в руке, тёмный от гнева. (К. Седых.)
7) Обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного: 
Мысль, страшнее прежней, заставила его содрогнуться.(Г.-М.) 
Ка­кой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды? (Т.)
Обособленные обстоятельства
1) Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, независимо от его места в предложении: 
Он решил помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры, возвратив ему его достояние
Облегчив душу благим намерением, Кирилла Петрович пустился рысью к усадьбе и въехал прямо на двор. 
Он приближался, держа фуражку, наполненную вишнями. (По А.Пушкину)
2)  Обособляются два или несколько одиночных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями: 
Аграфена принялась помогать ей, охая и причитая. (К. Седых) 
Де­вочка, улыбаясь и лопоча, протягивала ручонки. 
Солнце, искрясь и сверкая, играло на гребнях волн.(М.Г.)
3)  Обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, особенно если они стоят в начале или в середине предложения: 
Поднявшись, Семён вышел в сени, зачерпнул в кадушке ковш холодной воды и пил, не отрываясь, пока не заныли зубы. 
Засмеявшись, все вышли в сени. 
Бабы, перебраниваясь, разошлись по домам. (По К.Седых)
4)  Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, при отсутствии, по причине, в случае, при наличии, ввиду, несмотря на: 
Казак мой, вопреки приказаниям, спал крепким сном. 
К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены. (Л.) 
Несмотря на страх, я пошёл по галереям подземелья.(Кор.) 
В один удачный набег зайцы портили иногда целый сад, несмотря на все предосторожности. (М.-С.)
Обратите внимание!

  • Не обособляются фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: 
    И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. 
    Николай работал засучив рукава.
  • Не обособляются деепричастия с наречным значением (они обычно отвечают на вопросы как? каким   образом? в   каком   положении?): 
    Ирина стояла не двигаясь
    Обломов принимал гостей лежа
    Казак отошёл не торопясь. (Шол.) 
    Я наблюдал эту сцену не отрываясь
    По дороге к большому городу не спеша идёт мальчик. (Г.) 
    В Нехлюдове не переставая в продолжение этих двух дней шла внутренняя, не сознавае­мая им борьба.(Т.)

Задание 10. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,  грамматически не связанными с членами предложения

Это задание проверяет умение проводить пунктуационный разбор предложения, осложнённого вводными конструкциями. 

Вводные слова — это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он сообщает: 
Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали. 
Владимир, к великому удивлению Ермолая, стрелял вовсе не отлично.
Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. 
Я, по обыкновению, — плохо.

Вводные слова имеют различные значения:

Вводные слова и сочетания слов, выражающие чувства говорящего

к радости, к огорчению, к стыду,
к несчастью, к ужасу, к изумлению,
к негодованию и др.

Бурсаки пошли вперед, и, к величайшей радости их, в отдалении почудился лай. (Г.) 
По счастию, на другой день мы уехали из Амантаева. (Акс.)

Различную степень уверенности(большую или меньшую)

несомненно, вероятно, очевидно, кажется, наверное, очевидно, пожалуй, безусловно, бесспорно, может, видимо, по-видимому и др.

Разумеется, всё это думалось по-детски. Папа, наверное, сейчас же поедет к геру Готлибу, может, прикажет запрячь Гнедко.(По С.Аксакову.)

Источник сообщения

по сообщению (кого-либо), 
по-моему, по-твоему, по мнению (кого-либо), по словам (кого-либо)

По информации из достоверных источников, паводка в этом году на реках не будет. (Из газет.)
Я загорел, как арап, и одичал, по общему выражению всех наших знакомых. (Акс.)

Порядок мыслей и их связь

во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, значит, следовательно, например, напротив, между прочим, стало быть, кстати, кроме того и др.

Река мне не понравилась, во-первых, потому, что вся от берегов поросла камышами, так что и воды не было видно, а во-вторых, потому, что вода в ней была горька. Впрочем, горьковатость воды не имела дурного влияния на рыбу. (По С. Аксакову)

Замечания о способах оформления мыслей

одним словом, иначе говоря, если можно так сказать, если можно так выразиться, так сказать и др.

Год, одним словом, был 
прожит не зря. На досуге я дал волю своему воображению, или, лучше сказать, соображению. (Акс.)

Призыв к собеседнику 
с целью привлечь его внимание к сообщаемому

представьте себе, веришь ли, знаешь ли, понимаете ли, послушайте, помилуйте, скажите на милость и др.

Представьте себе, открывается дверь и вбегает Маша! 
И откуда, скажите на милость, взялась! (Ч.)

Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова. Вводные предложения могут быть безличными, неопределённо-личными или двусоставными: 
Время, казалось, остановилось.(Н.-Пр.) 
Как говорили,
 там должно быть некоторое количество норок, выдр и лисиц. 
Этим способом, как считают, можно скорее и больше перенести груза. (Пришв.) 
Наёмный двор, как уже было сказано, представлял собой сплошной пустырь, заваленный всевозможными кучами. (Акс.)
А вот исполинский банан, или, как его называют, «дерево путешественников», распростёр свои листья наподобие широкого опахала. 
Смерть, я думаю, угрожала всем одинаково. (Н.-Пр.)
Вводные слова, словосочетания и предложения выделяются запятыми: 
Праздник, конечно, будет ярким. Кажется, нам не о чем тревожиться. Я не обижу вас, поверьте.

Обратите внимание!

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: 
якобы, словно, даже, едва ли, вдруг, буквально, будто, ведь, вряд ли, все-таки, как раз, к тому же, по решению, по представлению, поэтому, вдобавок, в конечном счете, небось, как будто

  • Слово однако если оно стоит в середине или в конце предложения является вводным и выделяется запятыми. В начале предложения оно имеет значение союза но и не является вводным: 
    Долго, однако, нам пришлось тебя ждать. Ты опоздал, однако. Однако (=но) письмо он так и не получил.
  • Слово наконец является вводным и выделяется запятыми, если указывает на связь мыслей и завершает собой перечисление и его можно заменить выражением «и ещё»: 
    А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом самовоспитания.
  • Слово наконец не является вводным и не выделяется запятыми, если употребляется в значении «под конец», «напоследок», «в результате всего». В подобных случаях к слову наконец можно прибавить частицу -то: 
    Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец дождался. 
    {Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец-то дождался).
  • Слово вообще является вводным и выделяется запятыми, если употребляется в значении «вообще говоря»: 
    Вообще, мне хотелось бы услышать эту историю из твоих уст. 
    Если вообще имеет значения «в общем», «всегда», «совсем», «в целом», «ни при каких условиях», «во всех отношениях», то оно не выделяется: 
    Ты меня вообще не жди. От приглашения твоего я вообще отказался. За подобные поступки он вообще наказывал строго.
  • Слово значит является вводным и выделяется запятыми, если его можно заменить словами «стало быть», «следовательно»: 
    Над уроками ты сидишь редко, значит, вряд ли следует ждать хороших результатов. Ты, значит, к поезду не успел? 
    Если значит заменить словом означает или оно стоит между подлежащим и сказуемым, то оно не выделяется запятыми: 
    Твоё доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое. 
    Отвечать грубо — значит показывать свою невоспитанность.
  • Слова собственно, точнее, скорее, вернее являются вводными, если после них можно поставить словоговоря. 
    Что, собственно, тебе от меня нужно? Это, точнее, было в конце прошлого столетия.

Особенности постановки знаков препинания при вводных словах.

Между рядом стоящими вводными словами ставится запятая

Правда, по мнению твоего друга, ты вёл себя не лучшим образом.

Если вводное сочетание представляет собой неполную конструкцию, то вместо одной запятой ставится тире

По сведениям разведчиков, враги засели в местечке, по моим же — движутся в нашу сторону.

Если вводное слово словом (одним словом) стоит после однородных членов перед обобщающим, то перед ним ставится тире, а после него — запятая

Альпинизм, горные лыжи, плавание, теннис  - словом, его привлекаю очень многое.

Между сочинительным союзом и вводным словом ставится запятая, если вводное слово можно опустить. Если это невозможно, то запятая не ставится

И, кстати, мной уже приготовлен ужин. 
Не год, а, может быть, десять пет прожил Иван Георгиевич за одну ночь. 
Начались первые заморозки, а следовательно, речи о сплаве по реке уже не велись.

Знаки препинания при вводных предложениях

Запятыми выделяются вводные предложения в следующих случаях:

  1. Если они безличные или неопределённо-личные: 
    Пропавший отряд, мне кажется, нужно искать на другом склоне горы. Её нрав, уверяли меня, останавливал даже пылких поклонников.
  2. Если они личные нераспространённые предложения: 
    Дождь, я думаю, скоро закончится. Диплом, полагал он, откроет двери в новый мир творчества.
  3. Если начинаются союзами или союзными словами:
    Против самых ворот, на стене, висел образ Николая Чудотворца, как сказал мне Ковляга. Я пришёл в такое волнение, в такой азарт, как говорил Евсеич, что у меня дрожали руки и ноги. Пришла пора и моего уженья,как предсказывал Евсеич. (По С. Аксакову)

Отличие вводных слов от членов предложения

Часто вводными словами или членами предложения могут выступать одни и те же слова (см. таблицу). 
Необходимо помнить, что в некоторых случаях 
вводные слова можно опустить, и смысл предложения не изменится: 
Бобрята, верно, решили, что они в полной безопасности — вводное слово верно можно опустить. 
Она поступила верно — в данном случае слово верно опустить нельзя;
вводные слова можно заменить другими, близкими по значению: 
Бобрята, верно (очевидно, вероятно, наверное), решили, что они в полной безопасности. 
Она поступила верно (т.е. правильно).


Вводные слова

Члены предложения

1. Оказалось, Анахарео прилетела сюда со своих золотых россыпей на самолёте.
(Оказалось — односоставное безличное вводное предложение.)

I. Так оказалось, что направление было взято неверное, и Серая Сова решил вернуться назад, к ручью. В свете предстоящей новой жизни всё это оказалось просто жизненными мелочами. (Оказалось — что сделало? — это сказуемое.)

2. К счастью, нашёлся один француз, который разрешил раскинуть лагерь на своей собственной земле. 
(К счастью — вводное слово, выражающее чувство говорящего, в данном случае — счастье.)

2. К счастью для всех участников этого дела, они ушли часа на два раньше прихода Серой Совы и теперь находились где-нибудь в безопасности, дома. 
(К счастью — как? — обстоятельство образа действия.)

3. К сожалению, сова от большой важности казалась вроде как дохлой. 
(К сожалению — вводное слово, выражающее чувство говорящего, в данном случае — сожаление.)

3. К сожалению об утраченном времени добавилась тревога за бобров. 
(К сожалению — к  чему? — дополнение.)

4. Напротив, бобры Серой Совы показались торговцу превосходными и произвели на него сильное впечатление. 
(Напротив — вводное слово, указывающее на связь мыслей.)

4. Напротив бобровой хатки они вытащили пять капканов. (Напротив (хатки) — в данном случае это производный предлог.)

5. Без бобра, казалось, исчезал всякий смысл в природе.
(Казалось — односоставное безличное вводное предложение.)

5. Странникам леса казалось, что они теперь навеки отрезали себя от родины и друзей. 
(Казалось — что делало? — это сказуемое.)

6. Бобры, видно, были в прекрасном расположении духа.
(Видно — вводное слово, указывающее на степень уверенности; в данном случае предположение.)

6. Было видно, как бобры, играя, плескались в воде. 
(Видно — сказуемое в безличном предложении.)

7. Правда, и радости эти несмышленыши доставляли немало. 
(Правда — вводное слово, выражающее уверенность.)

7. Правда звучала в каждом её слове. 
(Правда — что? — подлежащее.)

8. Он, видимо, не ожидал меня.
(Видимо - вводное слово, указывающее на предположение.)

8. Здоровье матери видимо улучшалось. 
(Видимо — то есть зримо, очевидно для окружающих; улучшалось — как? — видимо — это обстоятельство.) (Акс.)

9. Многое вам, может быть, будет неприятно. (Может быть — вводное слово, указывающее на предположение.)

9. Самый близкий человек может быть страшным и чужим. (Г.-М.) (Может быть — часть составного именного сказуемого.)

Знаки препинания при обращении
1. Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой или восклицательным знаком. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством. Предложение после восклицательного знака обычно начинают писать с большой буквы. Например: 1) Серебристая дорога, ты зовёшь меня куда? (С. Есенин). 2)Звёздочки ясные! Звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? (С. Есенин).
2.Если обращение стоит внутри предложения, оно выделяется с двух сторон запятыми,  например: Ну,   братГрушницкий, жаль, что промахнулся! (М. Лермонтов).
3.Если обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него — тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Например: 1) Ну,садитесь за стол, друзья (В. Шукшин). 2) Разве куда еде­те, драгоценный мой? (А. Чехов). 3) Как недогадлива ты, няня! (А. Пушкин). 4) Свинья ты, братец..(М. Горький).
4.  Если распространённое обращение разорвано другими словами — членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми, например: Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг! (Э. Багрицкий).
5. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми: 1) Яков, подними-ка, братец, занавес (А. Чехов). 2) ...И потому, Фома, не лучше ли, брат, расстаться? (Ф. Достоевский).
5. Междометная частица о от обращения знаками препинания не отделяется, например: Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев).

Задания 12 и 14.  Виды сложных предложений
Сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные, а союзные — на сложносочиненные и сложноподчиненные.

 

Бессоюзное предложение

Бессоюзное предложение — это сложное предложение, части которого соединены без помощи союзов.
Стемнело, на улице зажглись фонари.
У этого предложения две части. Основа первой части — стемнело, основа второй части — зажглись фонари. Между двумя частями сложного предложения нет союзов.
Я смотрю в окно и вижу: идет снег.
У этого предложения две части. Основа первой части — я смотрю (и) вижу, основа второй части — идет снег. Между двумя частями сложного предложения нет союзов.

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение — это союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы — это союзы ианодаилилибоне только ... но и, как ... так и, или ... или, либо ... либо, ни ... ни, зато, то есть и др.
Части сложносочиненного предложения равноправны по смыслу.
Поезд остановился, и пассажиры вышли из вагона.
У этого предложения две части. Основа первой части — поезд остановился, основа второй части — пассажиры вышли. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом и, поэтому это сложносочиненное предложение.
Я тебе уже два часа объясняю теорию относительности Эйнштейна, а ты ничего не можешь понять.
Основа первой части — я объясняю, основа второй части — ты не можешь понять. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом а, поэтому это сложносочиненное предложение.
Не только воздух прогрелся, но и вода стала теплее.
Основа первой части — воздух прогрелся, основа второй части — вода стала теплее. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом не только ... но и, поэтому это сложносочиненное предложение.

 

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение — это союзное сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой. Части сложноподчиненного предложения соединены с помощью подчинительных союзов (чтоесли, потому чтокогда и др.) или союзных слов (которыйкакойчто-местоимение и др.).
В сложноподчиненном предложении выделяют главную часть и придаточную часть (или придаточные части). От главной части можно задать вопрос к придаточной.
В зависимости от значения придаточные предложения разделяют на несколько типов: изъяснительные, определительные, обстоятельственные, присоединительные.
Порядок частей сложноподчиненного предложения не имеет значения: придаточная часть предложения может стоять перед главной частью или находиться внутри главной части.
Наполеон понял, что он проиграл битву.
Основа главной части — Наполеон понял, основа придаточной части — он проиграл. Части предложения соединены подчинительным союзом что. От главной части к придаточной можно задать вопрос: Наполеон понял — что? — что он проиграл битву.
Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря. (И. Бродский)
Основа главной части — лучше жить, основа придаточной части — выпало родиться. Части предложения соединены подчинительным союзом если. От главной части к придаточной можно задать вопрос: лучше жить в глухой провинции у моря — при каком условии? — если выпало в Империи родиться.
Животные, которые родились в зоопарке, не приспособлены к жизни в дикой природе.
Основа главной части — животные не приспособлены, основа придаточной части — которые родились. Части предложения соединены союзным словом которые. От главной части к придаточной можно задать вопрос: животные — какие? — которые родились в зоопарке.
Одной главной части может подчиняться несколько придаточных предложений.

Я знаю, как тебя зовут и где ты живешь.
В этом предложении три части. Основа главной части — я знаю, основа первого придаточного — зовут, основа второго придаточного — ты живешь. Оба придаточных зависят от сказуемого главной части знаю и отвечают на вопрос что? Хотя вторая и третья часть соединены сочинительным союзом и, все предложение в целом является сложноподчиненным.

Сложные предложения с разными видами связи

В сложном предложении может быть больше двух частей. При этом между каждой парой частей сложного предложения может быть свой тип связи. Например, бывают предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями, а также предложения с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.
Это сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
В ходе первой экспедиции следы древнего города найти не удалось, и археологи продолжили исследования, которые заняли несколько лет.
Это сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Связь между первой и второй частями сочинительная, а между второй и третьей частями — подчинительная.
Жена уехала, и вам давно пора… (С. Довлатов «Наши»)

 


Задание 13. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

  • все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);
  • придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;
  • между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

Анализ примеров:
Мальчишки, притихшие, глядели вслед грузовику, /1 пока тот не отъехал за перекресток, /2 пока не рассеялась поднятая им пыль,/3 пока сам он не стал клубом пыли /4 (Жуховицкий).

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

  • все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;
  • придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

Примечание. Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

Анализ примеров: 

Когда он подъезжал к заднему двору,  /1 Егорушка напряг своё зрение,  /2 чтобы получше рассмотреть его /3 (Чехов). 

 

3. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением.

В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

Анализ примера:   
Я слышал, /1 как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, /2 что у того отвалилась ручка/3 (Паустовский).