На главную

Диагностика развития  классного коллектива.
Ученический коллектив непрерывно развивается. Изменяется состав класса. Помимо количественных изменений происходят и качественные. 
Изучение этого процесса проводится по направлениям: уровень сформированности коллектива, уровень сплоченности, степень эмоционального единства в классе, межличностные отношения. Диагностика межличностных отношений позволяет выделить группы внутри коллектива, узнать какое место каждый ребенок занимает в системе межличностных отношений. Процедура исследования проводится с помощью социометрии. после обработки данных возникает множество вопросов. Почему один ребенок пользуется симпатиями большинства, а другой одинок? Как помочь пренебрегаемым и изолированным детям? Чаще всего последними становятся застенчивые, неуверенные в себе ребята. Дополнительную информацию можно получить, изучая тип личности в общении.
Тип личности в общении.
Рассматривая стратегии поведения личности в общении, психологи выделяют четыре типа: положительное доминирование, отрицательное доминирование, положительное подчинение, отрицательное подчинение На всех ребят в классе была заполнена анкета, в которой напротив каждой фамилии выставлялись баллы по шкале: 4 – всегда, 3 – часто, 2-иногда, 1 – редко, 0 – никогда. Затем проводились расчеты и анализ типов “доминирование- подчинение” и “ положительность- отрицательность”. Для наглядности составлялась сводная  таблица.
Сводная  таблица  личностного поведения

ФИ учащегося

Количество выборов  по  формам  поведения

Вывод: 
тип  личности

  Д+

Д-

П+

   П-

 

Тимур

4

4

1

7

П-

Светлана

7

3

2

5

Д+

Артём 

5

6

1

3

Д-

Полина 

5

5

7

2

П+

Наталья

7

4

6

0

Д+

Глеб

7

5

5

3

Д+

Родион 

5

1

7

1

П+

Дарья

4

0

7

2

П+

Денис 

3

2

7

1

П+

Егор 

4

2

7

3

П+

Валентина 

5

3

7

2

П+

Олеся 

2

0

7

1

П+

Екатерина

4

7

4

7

Д-

Мария

5

7

1

6

Д-

Юлия

7

2

6

1

Д+

Кристина

1

7

4

7

Д-

Анастасия 

6

6

3

7

П-

Наталия

4

4

3

7

П-

Артём 

7

2

6

3

Д+

Егор 

3

1

7

4

П+

Регина

7

4

4

2

Д+

Сергей

7

3

5

0

Д+

Клавдия 

7

3

7

0

Д+

Мунис

3

2

7

5

П+

Артемий

6

0

7

1

П+

 Информация используется для организации деятельности детей в классе и в групповой работе на уроках. Так дети с отрицательным доминированием успешно работают с одноклассниками, поведение которых доброжелательно. Для них необходимо применять чередование руководящих и подчинительных ролей. Дети с отрицательным подчинением тоже лучше сотрудничают с доброжелательными сверстниками. Их необходимо постоянно поощрять, чтобы повысить уровень самооценки, а также стараться, чтобы эта похвала была закреплена реальными достижениями. 
Лейтмотивом  работы  является  успех  ребенка  в  любой  социально -  созидающей  деятельности  и  его  комфортность   в  школьном  социуме.

Эффективность  коллективных  дел
как  основной  формы  воспитательной  работы
Для   определения  эффективности  коллективных  дел  как  основной  формы  воспитательной  работы  используется  анкета, которая  позволяет  определить:

  • Степень  активности  учащихся;
  • Какие  качества  личности  и  способности  развивают  коллективные  дела;
  • Ведущие  мотивы  участия.

                              АНКЕТА

      • В  течении  прошлого  учебного  года  в  школе  прошло  несколько  мероприятий,  какое  тебе  больше  всего  понравилось?
      • В  какой  роли  ты  был  чаще  всего? (Право  одного  выбора.)

а) участник; б) зритель; в) отсутствующий.

      • В  каком  качестве  ты  обычно  принимал  участие? (Право  нескольких  выборов.)

а) организатор;
б) докладчик;
в) автор;
г) исполнитель  роли, танцор, певец, чтец;
д) ведущий;
е) член команды;
ж) оформитель;
з) костюмер.

      • Какие  способности  и  качества  личности  развивает  именно  в  тебе  эти  мероприятия? (Право  трех  выборов.)

а) расширить  знания  об  окружающем  мире;
б) работать  с  книгой  выбирать  материал  по  какой- либо  теме, делать  выписки, доклады,  сообщения;
в) улучшить  свою  речь;
г) сочинять  песни, стихи, сценарии;
д) изготавливать  что – то  своими  руками;
е) исполнять  стихи, песни  танцы, роли  перед  зрителями;
ж) придумывать  и  организовывать  со  своими  сверстниками  различные  игры, развлечения, праздники;
з) оказывать  влияние  на  других  людей: убеждать, спорить, разрешать  споры;
е)   увлекать  своей  идеей  других  людей;
и) чувствовать  себя  более  непринужденно  и  уверенно,  попав  в  незнакомую  компанию;
к) сопереживать  окружающим, понимать  их  состояние;
л) уметь  слушать  и  слышать  других;
м) стать  более  самостоятельным  и  организованным;
н) контролировать  свои  эмоции  и  чувства;
о) осознать  свои  жизненные  цели;
п) анализировать  свои  и  чужие  поступки. 

      • Что  заставляет  тебе  участвовать  в  коллективных  делах? (Право  одного  выбора.)

а) нравится  что – то делать  в  школе  помимо  уроков;
б) желание  не  подвести  одноклассников;
в) люблю  выступать  на  сцене;
г) заслужить  похвалу, одобрение;
д) желание  сблизиться  с  одноклассниками;
е) боязнь  получить «2»;
ж) желание  поиграть.
      Данная   анкета  показывает,  что  коллективные  мероприятия  позволяют  учащимся  побывать  в  разнообразных  ролевых  позициях:  организатор, автор, член команды, оформитель  и т.д.    Известно, чем  разнообразнее  ролевой  набор,  тем  выше  уровень  развития  личности. Проигрывая  разные  роли,  ребенок  устанавливает  и  расширяет  свои  способы  взаимодействия  с  окружающим  миром,  учится  жить   в  коллективе,  принимать  социальные  нормы   и  соответствовать  им.  
       Анкетирование 2015 – 2016 учебного  года  показало,  что  активность  участников  различных  мероприятий  высока: ученики принимали участие в мероприятиях в качестве (в % от общего количества учащихся класса):


костюмер

оформитель

член команды

исполнитель роли

ведущий

автор

6 %

9%

35%

48%

12%

4%

 

Коллективные     дела    как  фактор     развития    личности
             Какие  же способности  и  качества  личности  развивают  коллективные  дела:
А) интеллектуальные  способности;
Б)  творческие;
В)  артистические;
Г)  организаторские;
Д)  коммуникативные;
Е)  личные  качества;


 Данная  диаграмма  ( на основе анализа анкетирования учащихся) показывает, что коллективные  мероприятия  способствуют, во – первых, развитию  положительных личностных качеств, учат действовать совместно, развивают коммуникативные качества и организаторские способности. 
Во – вторых,  развивают  творческие  способности:  учат  изготовлять  что – то  своими  руками,  развивают  художественный  вкус,  способствуют  раскрытию  талантов , развитию интеллектуальных способностей:  расширяют  знания  об  окружающем  мире,  учат  работать  с  книгой,  развивают  речь
Отслеживая    мотивы  участия  в  коллективных  делах,  важно  было  определить  такой,  при    котором  сама  деятельность  приносит  удовлетворения.   Анализ  результатов  показывает,  что ведущими  мотивами  участия  в  школьных мероприятиях  были «желание делать в школе что-то помимо уроков» и   «желание  поиграть». Второй  вариант  ответа  выбрали  32 % учащихся  моего  класса.  Доставляя  радость  и  удовольствие,  игра  организует  жизнедеятельность  учащихся,  раскрывает  потенциальные  возможности  ребенка,  помогает  приобрести  новый  опыт,  формирует  нравственные  ценности. Отрадно, что значительная часть учащихся класса (26%) с интересом относится к общешкольным и классным мероприятиям.

 

Подняться вверх

© Феоктистова Наталья Юрьевна