На главную
Диагностика развития классного коллектива.
Ученический коллектив непрерывно развивается. Изменяется состав класса. Помимо количественных изменений происходят и качественные.
Изучение этого процесса проводится по направлениям: уровень сформированности коллектива, уровень сплоченности, степень эмоционального единства в классе, межличностные отношения. Диагностика межличностных отношений позволяет выделить группы внутри коллектива, узнать какое место каждый ребенок занимает в системе межличностных отношений. Процедура исследования проводится с помощью социометрии. после обработки данных возникает множество вопросов. Почему один ребенок пользуется симпатиями большинства, а другой одинок? Как помочь пренебрегаемым и изолированным детям? Чаще всего последними становятся застенчивые, неуверенные в себе ребята. Дополнительную информацию можно получить, изучая тип личности в общении.
Тип личности в общении.
Рассматривая стратегии поведения личности в общении, психологи выделяют четыре типа: положительное доминирование, отрицательное доминирование, положительное подчинение, отрицательное подчинение На всех ребят в классе была заполнена анкета, в которой напротив каждой фамилии выставлялись баллы по шкале: 4 – всегда, 3 – часто, 2-иногда, 1 – редко, 0 – никогда. Затем проводились расчеты и анализ типов “доминирование- подчинение” и “ положительность- отрицательность”. Для наглядности составлялась сводная таблица.
Сводная таблица личностного поведения
ФИ учащегося |
Количество выборов по формам поведения |
Вывод:
тип личности |
Д+ |
Д- |
П+ |
П- |
|
Тимур |
4 |
4 |
1 |
7 |
П- |
Светлана |
7 |
3 |
2 |
5 |
Д+ |
Артём |
5 |
6 |
1 |
3 |
Д- |
Полина |
5 |
5 |
7 |
2 |
П+ |
Наталья |
7 |
4 |
6 |
0 |
Д+ |
Глеб |
7 |
5 |
5 |
3 |
Д+ |
Родион |
5 |
1 |
7 |
1 |
П+ |
Дарья |
4 |
0 |
7 |
2 |
П+ |
Денис |
3 |
2 |
7 |
1 |
П+ |
Егор |
4 |
2 |
7 |
3 |
П+ |
Валентина |
5 |
3 |
7 |
2 |
П+ |
Олеся |
2 |
0 |
7 |
1 |
П+ |
Екатерина |
4 |
7 |
4 |
7 |
Д- |
Мария |
5 |
7 |
1 |
6 |
Д- |
Юлия |
7 |
2 |
6 |
1 |
Д+ |
Кристина |
1 |
7 |
4 |
7 |
Д- |
Анастасия |
6 |
6 |
3 |
7 |
П- |
Наталия |
4 |
4 |
3 |
7 |
П- |
Артём |
7 |
2 |
6 |
3 |
Д+ |
Егор |
3 |
1 |
7 |
4 |
П+ |
Регина |
7 |
4 |
4 |
2 |
Д+ |
Сергей |
7 |
3 |
5 |
0 |
Д+ |
Клавдия |
7 |
3 |
7 |
0 |
Д+ |
Мунис |
3 |
2 |
7 |
5 |
П+ |
Артемий |
6 |
0 |
7 |
1 |
П+ |
Информация используется для организации деятельности детей в классе и в групповой работе на уроках. Так дети с отрицательным доминированием успешно работают с одноклассниками, поведение которых доброжелательно. Для них необходимо применять чередование руководящих и подчинительных ролей. Дети с отрицательным подчинением тоже лучше сотрудничают с доброжелательными сверстниками. Их необходимо постоянно поощрять, чтобы повысить уровень самооценки, а также стараться, чтобы эта похвала была закреплена реальными достижениями.
Лейтмотивом работы является успех ребенка в любой социально - созидающей деятельности и его комфортность в школьном социуме.
Эффективность коллективных дел
как основной формы воспитательной работы
Для определения эффективности коллективных дел как основной формы воспитательной работы используется анкета, которая позволяет определить:
- Степень активности учащихся;
- Какие качества личности и способности развивают коллективные дела;
- Ведущие мотивы участия.
АНКЕТА
- В течении прошлого учебного года в школе прошло несколько мероприятий, какое тебе больше всего понравилось?
- В какой роли ты был чаще всего? (Право одного выбора.)
а) участник; б) зритель; в) отсутствующий.
- В каком качестве ты обычно принимал участие? (Право нескольких выборов.)
а) организатор;
б) докладчик;
в) автор;
г) исполнитель роли, танцор, певец, чтец;
д) ведущий;
е) член команды;
ж) оформитель;
з) костюмер.
- Какие способности и качества личности развивает именно в тебе эти мероприятия? (Право трех выборов.)
а) расширить знания об окружающем мире;
б) работать с книгой выбирать материал по какой- либо теме, делать выписки, доклады, сообщения;
в) улучшить свою речь;
г) сочинять песни, стихи, сценарии;
д) изготавливать что – то своими руками;
е) исполнять стихи, песни танцы, роли перед зрителями;
ж) придумывать и организовывать со своими сверстниками различные игры, развлечения, праздники;
з) оказывать влияние на других людей: убеждать, спорить, разрешать споры;
е) увлекать своей идеей других людей;
и) чувствовать себя более непринужденно и уверенно, попав в незнакомую компанию;
к) сопереживать окружающим, понимать их состояние;
л) уметь слушать и слышать других;
м) стать более самостоятельным и организованным;
н) контролировать свои эмоции и чувства;
о) осознать свои жизненные цели;
п) анализировать свои и чужие поступки.
- Что заставляет тебе участвовать в коллективных делах? (Право одного выбора.)
а) нравится что – то делать в школе помимо уроков;
б) желание не подвести одноклассников;
в) люблю выступать на сцене;
г) заслужить похвалу, одобрение;
д) желание сблизиться с одноклассниками;
е) боязнь получить «2»;
ж) желание поиграть.
Данная анкета показывает, что коллективные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д. Известно, чем разнообразнее ролевой набор, тем выше уровень развития личности. Проигрывая разные роли, ребенок устанавливает и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, учится жить в коллективе, принимать социальные нормы и соответствовать им.
Анкетирование 2015 – 2016 учебного года показало, что активность участников различных мероприятий высока: ученики принимали участие в мероприятиях в качестве (в % от общего количества учащихся класса):
костюмер |
оформитель |
член команды |
исполнитель роли |
ведущий |
автор |
6 % |
9% |
35% |
48% |
12% |
4% |
Коллективные дела как фактор развития личности
Какие же способности и качества личности развивают коллективные дела:
А) интеллектуальные способности;
Б) творческие;
В) артистические;
Г) организаторские;
Д) коммуникативные;
Е) личные качества;
Данная диаграмма ( на основе анализа анкетирования учащихся) показывает, что коллективные мероприятия способствуют, во – первых, развитию положительных личностных качеств, учат действовать совместно, развивают коммуникативные качества и организаторские способности.
Во – вторых, развивают творческие способности: учат изготовлять что – то своими руками, развивают художественный вкус, способствуют раскрытию талантов , развитию интеллектуальных способностей: расширяют знания об окружающем мире, учат работать с книгой, развивают речь
Отслеживая мотивы участия в коллективных делах, важно было определить такой, при котором сама деятельность приносит удовлетворения. Анализ результатов показывает, что ведущими мотивами участия в школьных мероприятиях были «желание делать в школе что-то помимо уроков» и «желание поиграть». Второй вариант ответа выбрали 32 % учащихся моего класса. Доставляя радость и удовольствие, игра организует жизнедеятельность учащихся, раскрывает потенциальные возможности ребенка, помогает приобрести новый опыт, формирует нравственные ценности. Отрадно, что значительная часть учащихся класса (26%) с интересом относится к общешкольным и классным мероприятиям.
|