На главную
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ
Педагогический энциклопедический словарь трактует "воспитанность" как умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и профессиональное самоопределение человека невозможны без соответствующих личностных качеств. Содержательная сторона действий и поступков, их общественная направленность и социальная ценность определяют качества человека, отношение людей к нему, его воспитанность. Следовательно, качества личности являются показателями воспитанности. Под воспитанностью подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие.
Таким образом, рассматривая качества личности как показатели воспитанности, необходимо подчеркнуть не отдельные качества, а их совокупность, высокий уровень сформированности основного комплекса социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям и самому себе.
Изучение качества воспитанности учащихся проходит ряд этапов:
• Подготовительный этап исследования.
• Выделение индикаторов воспитанности.
• Поиск методик оценки качества воспитанности.
• Подготовка диагностического инструментария.
• Проведение исследования.
• Анализ и обсуждение результатов исследования.
• Регулирование и коррекция УВП.
Для выявления уровня воспитанности учащихся предложили учащимся оценить уровень воспитанности по 9 направлениям и с точки зрения самого ученика, его товарища, классного руководителя и одного из родителей:
- Отношение к учению.
- Отношение общественно – полезному труду.
- Участие в общественной работе.
- Дисциплинированность.
- Коллективизм и товарищество.
- Доброта и отзывчивость.
- Честность, правдивость.
- Простота и скромность.
9. Бережливость
Данные фиксировались в специальной анкете.
Пример анкеты одной из учениц 8-А класса:
Уровень воспитанности Харчилина Любовь
Показатели воспитанности |
У-к |
Р-ль |
Т-щ |
У-ль |
Ср. |
Отношение к учению:
- Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, добивается хороших результатов сам и охотно помогает другим.
- Учится не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей.
- И при наличии контроля не проявляет интереса к учению, учится слабо.
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Отношение к общественно полезному труду:
- Понимает общественную ценность труда, сам проявляет интерес к труду, добросовестно относится к самообслуживанию, организует и побуждает к труду других.
- Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов.
- Не любит физический труд, стремится уклониться от него даже при наличии контроля.
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Участие в общественной работе:
- Выполняет общественные поручения охотно, с желанием и ответственностью. Требует такого же отношения и от других.
- Неохотно выполняет общественные поручения, требует побуждения со стороны учителя.
- Уклоняется от общественных поручений.
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Дисциплинированность:
- Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения, побуждает к хорошему поведению других.
- Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других.
- Нарушает дисциплину даже при наличии контроля со стороны педагогов.
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Коллективизм и товарищество:
- Общителен, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела.
- Отзывается на просьбы товарищей, участвует в делах коллектива при побуждении со стороны учителей.
- Необщительный, эгоистичный.
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Доброта и отзывчивость:
- Добрый, заботливый, сам охотно помогает малышам, престарелым, организует добрые дела.
- Помогает людям, если поручит учитель.
- Недоброжелательный, оскорбляет товарищей.
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Честность, правдивость:
- Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добровольно признается в своих поступках.
- Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в поступках, а лишь после осуждения учителями.
- Часто не искренен, обманывает товарищей.
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Простота, скромность:
- Прост и скромен в общении со старшими и товарищами, в одежде.
- Скромно ведет себя лишь в присутствии старших.
- Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам.
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Бережливость:
- Бережет личное и государственное имущество.
- Проявляет бережливость при наличии контроля.
- Небережлив, допускает порчу школьного имущества.
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Пример анкеты одного из учеников 8-А класса:
Уровень воспитанности Петров Даниил
Показатели воспитанности |
У-к |
Р-ль |
Т-щ |
У-ль |
Ср. |
Отношение к учению:
- Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, добивается хороших результатов сам и охотно помогает другим.
- Учится не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей.
- И при наличии контроля не проявляет интереса к учению, учится слабо.
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Отношение к общественно полезному труду:
- Понимает общественную ценность труда, сам проявляет интерес к труду, добросовестно относится к самообслуживанию, организует и побуждает к труду других.
- Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов.
- Не любит физический труд, стремится уклониться от него даже при наличии контроля.
|
1
|
0 |
1 |
0 |
0 |
Участие в общественной работе:
- Выполняет общественные поручения охотно, с желанием и ответственностью. Требует такого же отношения и от других.
- Неохотно выполняет общественные поручения, требует побуждения со стороны учителя.
- Уклоняется от общественных поручений.
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Дисциплинированность:
- Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения, побуждает к хорошему поведению других.
- Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других.
- Нарушает дисциплину даже при наличии контроля со стороны педагогов.
|
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Коллективизм и товарищество:
- Общителен, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела.
- Отзывается на просьбы товарищей, участвует в делах коллектива при побуждении со стороны учителей.
- Необщительный, эгоистичный.
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Доброта и отзывчивость:
- Добрый, заботливый, сам охотно помогает малышам, престарелым, организует добрые дела.
- Помогает людям, если поручит учитель.
- Недоброжелательный, оскорбляет товарищей.
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Честность, правдивость:
- Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добровольно признается в своих поступках.
- Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в поступках, а лишь после осуждения учителями.
- Часто не искренен, обманывает товарищей.
|
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Простота, скромность:
- Прост и скромен в общении со старшими и товарищами, в одежде.
- Скромно ведет себя лишь в присутствии старших.
- Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам.
|
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Бережливость:
- Бережет личное и государственное имущество.
- Проявляет бережливость при наличии контроля.
- Небережлив, допускает порчу школьного имущества.
|
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
По каждому из обозначенных критериев определяется один из уровней воспитанности (высокий – 2 балла, средний – 1 балл, низкий – 0 баллов) один раз в год, в конце учебного года. Это позволяет видеть динамику улучшения или ухудшения качества воспитательного процесса как в отношении одного ученика, так и всего класса.
Из 26 обучающихся в 8-А классе высокий уровень воспитанности имеют
14 человек. Это составляет 53%. Средний – 9 человек (34%). И низкий – 3 человека (11%)
Отрадно видеть, что в 2011-2012 учебном году показатели несколько улучшились: в 2010-2011 учебном году средний уровень воспитанности имели 7 человек ( 26%), а низкий – 5 человек (19%)
Однако есть над чем поработать в 2012 – 2013 учебном году. Отношение к учебе все ещё остается слабым звеном для Петрова Даниила, Минаева Ивана, Солдатова Сергея, Пешковой Александры, Алексеевой Алины, что составляет 19 % от всех учащихся. Необходимо пробудить интерес к учению у данных учащихся.
Волнует и то, что у Петрова Даниила и Минаева Ивана такие качества, как честность, правдивость имеют низкий показатель. Это действительно так. Они часто не искренны, не всегда выполняют обещание. Придется больше внимания уделять этим учащимся.
|