На главную

                         ДИАГНОСТИКА  УРОВНЯ  ВОСПИТАННОСТИ 

  
    Педагогический энциклопедический словарь  трактует "воспитанность" как умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитан­ностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и обще­ния, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоз­зрении.
Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что твор­ческое развитие и профессиональное самоопреде­ление человека невозможны без соответствующих личностных качеств. Содержательная сторона дей­ствий и поступков, их общественная направленность и социальная ценность определяют качества чело­века, отношение людей к нему, его воспитанность. Следовательно, качества личности являются пока­зателями воспитанности. Под воспитанностью под­разумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие.
Таким образом, рассматривая качества личнос­ти как показатели воспитанности, необходимо под­черкнуть не отдельные качества, а их совокупность, высокий уровень сформированности основного комплекса социально значимых качеств, характери­зующих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям и самому себе.
Изучение качества воспитанности учащихся про­ходит ряд этапов:
•  Подготовительный этап исследования.
•  Выделение индикаторов воспитанности.
•  Поиск методик оценки качества воспитанности.
•  Подготовка диагностического инструментария.
•  Проведение исследования.
•  Анализ и обсуждение результатов исследо­вания.
•   Регулирование и коррекция УВП.
Для  выявления  уровня  воспитанности  учащихся  предложили  учащимся  оценить  уровень  воспитанности  по  9  направлениям  и  с  точки  зрения  самого  ученика,  его  товарища,  классного  руководителя и одного  из   родителей:


  • Отношение  к  учению.
  • Отношение  общественно – полезному  труду.
  • Участие  в  общественной  работе.
  • Дисциплинированность.
  • Коллективизм  и  товарищество.
  • Доброта  и  отзывчивость.
  • Честность, правдивость.
  • Простота  и  скромность.

        9.  Бережливость
Данные  фиксировались  в  специальной  анкете. 

Пример анкеты одной  из  учениц 8-А  класса:



Уровень  воспитанности  Харчилина Любовь

                             Показатели  воспитанности

У-к

Р-ль

Т-щ

У-ль

Ср.

Отношение  к  учению:

  • Учится  в  полную  силу, проявляет  интерес  к  знаниям, добивается  хороших  результатов сам  и  охотно помогает  другим.
  • Учится  не  в  полную  силу, сам  не  проявляет  интереса  к учению, требует  постоянного контроля, безразличен  к  учебе товарищей.
  • И  при  наличии  контроля  не  проявляет  интереса  к  учению, учится  слабо.

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

Отношение  к  общественно полезному  труду:

  • Понимает  общественную  ценность  труда, сам  проявляет  интерес  к  труду, добросовестно  относится  к  самообслуживанию, организует и  побуждает  к  труду  других.
  • Трудится  при  наличии  соревнования, требований  и  контроля со  стороны  педагогов.
  • Не  любит  физический  труд, стремится уклониться  от  него  даже  при  наличии  контроля.

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

Участие в  общественной  работе:

  • Выполняет  общественные поручения охотно, с желанием  и ответственностью. Требует такого  же  отношения  и  от других.
  • Неохотно  выполняет общественные  поручения, требует побуждения со стороны  учителя.
  • Уклоняется от общественных поручений.

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

Дисциплинированность:

  • Примерно  ведет  себя, самостоятельно соблюдает  правила поведения, побуждает к хорошему  поведению  других.
  • Хорошо ведет себя независимо от  наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других.
  • Нарушает дисциплину даже при наличии контроля со стороны педагогов.

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

Коллективизм  и товарищество:

  • Общителен, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела.
  • Отзывается на просьбы товарищей, участвует в делах коллектива при побуждении со стороны учителей.
  • Необщительный, эгоистичный.

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

Доброта и отзывчивость:

  • Добрый, заботливый, сам охотно помогает малышам, престарелым, организует добрые дела.
  • Помогает людям, если поручит учитель.
  • Недоброжелательный, оскорбляет товарищей.

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

Честность, правдивость:

  • Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добровольно признается в своих поступках.
  • Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в поступках, а лишь после осуждения учителями.
  • Часто не искренен, обманывает товарищей.

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

Простота, скромность:

  • Прост и скромен в общении со старшими и товарищами, в одежде.
  • Скромно ведет себя лишь в присутствии старших.
  • Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам.

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

Бережливость:

  • Бережет личное и государственное имущество.
  • Проявляет бережливость при наличии контроля.
  • Небережлив, допускает порчу школьного имущества.

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

                                  
Пример анкеты одного  из  учеников  8-А класса:

Уровень  воспитанности  Петров Даниил

                             Показатели  воспитанности

У-к

Р-ль

Т-щ

У-ль

Ср.

Отношение  к  учению:

  • Учится  в  полную  силу, проявляет  интерес  к  знаниям, добивается  хороших  результатов сам  и  охотно помогает  другим.
  • Учится  не  в  полную  силу, сам  не  проявляет  интереса  к учению, требует  постоянного контроля, безразличен  к  учебе товарищей.
  • И  при  наличии  контроля  не  проявляет  интереса  к  учению, учится  слабо.

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

Отношение  к  общественно полезному  труду:

  • Понимает  общественную  ценность  труда, сам  проявляет  интерес  к  труду, добросовестно  относится  к  самообслуживанию, организует и  побуждает  к  труду  других.
  • Трудится  при  наличии  соревнования, требований  и  контроля со  стороны  педагогов.
  • Не  любит  физический  труд, стремится уклониться  от  него  даже  при  наличии  контроля.

 

 

1

 

 

 

 

0

 

 

1

 

 

 

0

 

 

 

0

Участие в  общественной  работе:

  • Выполняет  общественные поручения охотно, с желанием  и ответственностью. Требует такого  же  отношения  и  от других.
  • Неохотно  выполняет общественные  поручения, требует побуждения со стороны  учителя.
  • Уклоняется от общественных поручений.

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

Дисциплинированность:

  • Примерно  ведет  себя, самостоятельно соблюдает  правила поведения, побуждает к хорошему  поведению  других.
  • Хорошо ведет себя независимо от  наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других.
  • Нарушает дисциплину даже при наличии контроля со стороны педагогов.

 

 

1

 

 

 

0

 

 

 

0

 

 

 

0

 

 

 

0

Коллективизм  и товарищество:

  • Общителен, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела.
  • Отзывается на просьбы товарищей, участвует в делах коллектива при побуждении со стороны учителей.
  • Необщительный, эгоистичный.

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

Доброта и отзывчивость:

  • Добрый, заботливый, сам охотно помогает малышам, престарелым, организует добрые дела.
  • Помогает людям, если поручит учитель.
  • Недоброжелательный, оскорбляет товарищей.

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

Честность, правдивость:

  • Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добровольно признается в своих поступках.
  • Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в поступках, а лишь после осуждения учителями.
  • Часто не искренен, обманывает товарищей.

 

 

1

 

 

 

0

 

 

 

0

 

 

 

0

 

 

 

0

Простота, скромность:

  • Прост и скромен в общении со старшими и товарищами, в одежде.
  • Скромно ведет себя лишь в присутствии старших.
  • Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам.

 

2

 

1

 

1

 

1

 

1

Бережливость:

  • Бережет личное и государственное имущество.
  • Проявляет бережливость при наличии контроля.
  • Небережлив, допускает порчу школьного имущества.

 

2

 

1

 

1

 

0

 

1

 По  каждому из  обозначенных  критериев  определяется  один  из  уровней  воспитанности (высокий – 2 балла, средний – 1  балл, низкий – 0 баллов)  один  раз  в  год,  в  конце  учебного  года.  Это  позволяет  видеть  динамику  улучшения  или  ухудшения  качества  воспитательного  процесса  как  в  отношении  одного  ученика, так и  всего  класса. 

 

 

        Из  26  обучающихся в 8-А классе высокий  уровень воспитанности  имеют
14 человек. Это  составляет  53%. Средний – 9 человек (34%). И низкий – 3 человека (11%)
Отрадно  видеть,  что в 2011-2012 учебном году показатели несколько улучшились: в 2010-2011 учебном году средний уровень воспитанности имели 7 человек ( 26%), а низкий – 5 человек (19%)
Однако  есть  над  чем  поработать  в  2012 – 2013  учебном  году. Отношение  к  учебе  все  ещё  остается  слабым  звеном  для  Петрова Даниила,  Минаева Ивана, Солдатова Сергея, Пешковой Александры, Алексеевой Алины,  что  составляет  19 % от всех учащихся. Необходимо  пробудить  интерес к  учению  у  данных  учащихся.

     Волнует  и  то, что  у  Петрова Даниила и Минаева Ивана  такие  качества, как  честность, правдивость  имеют  низкий показатель. Это  действительно  так. Они  часто  не  искренны,  не  всегда  выполняют  обещание. Придется  больше  внимания  уделять  этим  учащимся.

 

Подняться вверх

© Феоктистова Наталья Юрьевна