ЕГЭ по русскому языку. Комментарии к заданиям.

  • 1. Структурно-смысловой анализ микротекста.

    Из 5-тит вариантов ответа только два правильных. Чтобы не ошибиться, следует прочитать микротекст целиком. Затем читайте, вдумываясь в содержание каждого  предложения. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Подсказка: содержание этих двух предложений одинаково, но передано разными словами.  Например:
    1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором – деятельность человека.
    2) В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.
    3) Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.
    4) В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.
    5) Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.

  • 2. Структурно-смысловой анализ микротекста.

    Чтобы выбрать правильно, какое из приведённых слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в указанном  предложении текста, необходимо ещё раз прочитать текст целиком, затем проанализировать содержание предложения с пропуском слова и предыдущих предложений. Пропущенное слово должно не  нарушать основных признаков текста, подчёркивать смысловые отношения между предложениями: выражать значение противопоставления (но, наоборот и др.), следствия (поэтому и др.), дополнительного замечания (надо сказать и др.), последовательности выражения мыслей (во-первых). Ответом будет сцепляющее слово или сочетание слов.

  • 3. Лексическое значение слова в контексте.

    Задание проверяет умение определять лексическое значение слова в контексте, т. е. в конкретном предложении, а не вообще в его прямом значении. Например:
    (1) Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам.  (2) В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) Они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.
    1) Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.
    2) Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок – п. северной флоры.
    3) Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.
    4) Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.

  • 4. Орфоэпические нормы (ударение в слове).

    Выбирая верный ответ, нужно произнести слова вслух, определяя в каждом ударный гласный звук. Знание некоторых орфоэпических норм позволит выявить вариант с верным ударением. В случае затруднения, можно воспользоваться орфоэпическим словником (см. сайт ФИПИ).

    Имена существительные:  агЕнт, алфавИт,  аэропОрты, бАнты, бОроду, бухгАлтеров, вероисповЕдание, граждАнство, дефИс, диспансЕр, договорЁнность, докумЕнт, досУг, еретИк, жалюзИ, знАчимость, Иксы, каталОг, диалОг, монолОг, квартАл, киломЕтр, кОнусы, кОнусов, корЫсть, крАны, кремЕнь, кремнЯ, лЕкторы, лЕкторов, мЕстностей, мусоропровОд, газопровОд, нефтепровОд, намЕрение, нарОст, нЕдруг, нЕнависть, нОвости, новостЕй, нОготь, нОгтя, Отрочество, портфЕль, пОручни, придАное, призЫв, отзЫв посла, Отзыв на книгу, процЕнт, свЁкла, сирОты, срЕдства, стАтуя, столЯр, малЯр, доЯр, созЫв, призЫв, тамОжня, тОрты, тОртов, цепОчка, шАрфы, шофЁр, киоскЁр, щавЕль, экспЕрт, шассИ, каучУк, духовнИк, просторные склАды, завсегдАтай, упрОчение, атлАс (ткань), Атлас (карта), валОм валит народ на праздник, фенОмен, простолюдИн, зАсуха, намЕрения, партЕр, хвОя, алкогОль, первые блЮда, инженЕров, много мЕстностей, дремОта, бАловень судьбы, знАхарство, столЯр, обеспЕчение, христианИн.

    Имена прилагательныевернА, давнИшний, знАчимый, красИвее, красИвейший, кровоточАщий, кУхонный, ловкА (она), мозаИчный, оптОвый, прозорлИва, слИвовый, избалОванный, избалОван, исковОй, квартАльный, экспЕртный, атлАсные ткани, Августовский, языковЫе явления, языкОвая колбаса,  мизЕрный, Изжелта-крАсный, Иссиня-чёрный, слИвовый.

    Глаголы: баловАть, брАть-бралА-брАться-бралАсь, взЯть-взялА, включИть-включИшь-включИт-включИм, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, вручИт, гналАсь, дозвонИться-дозвонИтся-дозвонЯтся, дозИровать, закУпорить, занЯть-зАнял-занялА-зАняло-занялИ, звонИшь-звонИт, исключИть-исключИт, исчЕрпать, крАсться- крАлась, кровоточИть, наделИт, обзвонИт, облегчИт, ободрИшься, опломбировАть, нормировАть, опОшлить-опОшлят, плодоносИть, освЕдомиться-освЕдомишься, прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло, прИнял-прИняли, принУдить, сорИть-сорИт, убыстрИть, углубИть, укрепИть-укрепИт, чЕрпать, блокИровать, припорошИть, дятел долбИт ствол, премировАть, косИтся на него, просверлИт.

    Причастия: балОванный, включЁнный-включЁн, довезЁнный, зАгнутый, зАнятый-занятА, кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий, начАвший, нАчатый, отключЁнный, повторЁнный, прИнятый, приручЁнный, сОгнутый, могУщий, премирОванный, поднЯвший-пОднятый, начАвший-нАчатый, понЯвший-пОнятый.

    Деепричастия: балУясь, закУпорив, начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, дУя, клевещА, крОя, отрЁкшись, придЯ, щебечА, щекочА.


    Наречия: вОвремя, добелА, дОверху, донЕльзя, дОнизу, дОсуха, завИдно, зАгодя, зАсветло, зАтемно, Исстари, навЕрх, надОлго, ненадОлго, блИзко, пО двое, пО трое.
  • 5. Паронимы.

    Выполняя это задание, нужно уметь различать лексическое значение паронимов. Как правило, один из них обозначает признак одушевлённого предмета, другой – неодушевлённого.

    Паронимы – это слова, похожие по звучанию. Например, памятный (день) – памятливый (человек); доверчивый (человек) – доверительный (разговор).
    Если различие значений паронимов кажется вам неочевидным, воспользуйтесь методом подстановки: замените в предложении один пароним на другой и выберите правильный ответ. Например: нетерпимой – нестерпимой.
    На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.
    Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
    ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.
    Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
    В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

  • 6. Морфологические нормы (ошибочное образование грамматических форм слова).

    Задание проверяет умение правильно образовывать словоформы изменяемых частей речи. Чтобы правильно выбрать ответ, требуется знать нормы образования форм глаголов, прилагательных, наречий, нормы склонения и сочетания разных разрядов числительных, существительных, местоимений.
    В содержание заданий включены различные грамматические ошибки, состоящие в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слов.
    Например:
    1) нарушения в употреблении форм существительных (неправильное образование форм множественного числа существительных: вкусные торта (норма: торты); неправильный вариант нормы рода: пирожки с повидлой, новый туфель (норма: с повидлом, туфля); неверное образование падежных форм: в аэропорте, у новых туфлей, пара сапогов (норма: в аэропорту, у новых туфель, пара сапог);

    2) ошибка при образовании степеней сравнения: звончее (норма: звонче), более моложе (норма: моложе);
    Степени сравнения качественных имен прилагательных.
    Сравнительная степень: простая форма образуется при помощи суффикса -ее (-е): скромн(ый) - скромнее, высок(ий) – вышесоставная форма сравнительной степени образуется при помощи слов более, менеевысокий – более (менее) высокий.
    Превосходная степень: простая форма – суффиксы –ейш – айш: сильный – сильнейший, высокий - высочайший.Составная –с помощью слов самый, наиболее, наименее: сильный – самый сильный.
    Степени сравнения наречий.

    Наречия на – о и –е , образованные от качественных имён прилагательных, образуют степени сравнения. Сравнительная степень: простая форма образуется при помощи суффиксов -е,  -ее, -ей, -ше. например: высоко – выше, низко – ниже, хорошо – лучше, плохо – хуже; составная форма: при помощи слова более: высоко – более высоко.
    Превосходная степень наречий имеет только составную форму (слова «всех», «всего»): лучше – лучше всех, ниже – ниже всех, хуже – хуже всего;

    3) неправильное образование местоимённых форм: вокруг их (норма: вокруг них), ихние книги (норма: их книги); 
    Притяжательное местоимение ИХ  (нет местоимения ихний!):

    На их огородах много травы наросло. Книги из их библиотеки оказались очень интересными. Об их ссоре узнали все. 
    Запомни правильное  употребление этих местоимений:  грущу по ВАС, скучает по ВАС, тоскуешь по НАС.
    4) ошибки в склонении числительных: в двух тысяч девятом году (норма: в две тысячи девятом году);



    Склонение числительных сорок, девяносто , сто.

    И., В.

    сорок

    девяносто

    сто

    Р., Д., Т., Пр.

    сорока

    девяноста

    ста

    Склонение числительных от 50 до 80, от 500 до 900, 200, 300, 400.

    падежи

    от 50 до 80

    от 500 до 900

    200, 300, 400

    И.

    пятьдесят

    пятьсот

    двести

    Р.

    пятидесяти

    пятисот

    двухсот

    Д.

    пятидесяти

    пятистам

    двумстам

    В.

    пятьдесят

    пятьсот

    двести

    Т.

    пятьюдесятью

    пятьюстами

    двумястами

    Пр.

    о пятидесяти

    о пятистах

    о двухстах

    Склонение числительных двое, трое, четверо.

    И.

    двое

    трое

    четверо

    Р.

    двоих

    троих

    четверых

    Д.

    двоим

    троим

    четверым

    В.

    Как И. или Р.

    Т.

    двоими

    троими

    четверыми

    Пр.

    о двоих

    о троих

    о четверых

    Запомни! Числительные двое, трое употребляются только с именами существительными мужского рода или с существительными, обозначающими детёнышей животных: двое учеников, трое щенков.
    С именами существительными женского рода употребляются числительные «две, три»: две ученицы.

    Запомни! Две пары сапог. Двое ботинок.
    Склонение числительного полтораста (150).



    падежи

    для всех родов

    И., В.

    полтораста

    Р., Д., Т., Пр.

    полутораста

    Склонение числительного оба (обе).



    падежи

    мужской и средний род

    женский род

    И.

    оба

    обе

    Р.

    обоих

    обеих

    Д.

    обоим

    обеим

    В.

    как И. или Р.

    как И. или Р.

    Т.

    обоими

    обеими

    Пр.

    об обоих

    об обеих

    Оба ученика сдали экзамены. Обе ученицы решили задачу правильно. Держать обеими рукамиОбоих щенков отдали в надёжные руки.


    5) неправильное образование глагольных форм (ошибки в образовании личных форм глаголов: пробежи сто метров (норма: пробеги), жгёт костёр (норма: разжигает);неверное образование видовых форм глаголов:  давай попробоваем ( норма: попробуем); неверное образование возвратных форм глагола: оденьтеся теплее (норма: оденьтесь теплее); ошибки при образовании деепричастий: прочитая рассказ (норма: прочитав), пиша сочинение (данная деепричастная форма в литературном языке отсутствует).
  • 7. Синтаксические (грамматические) нормы.

    При выполнении задания  необходимо установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца надо подобрать соответствующую позицию из второго столбца.
    а) Задание проверяет умение правильно строить предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, находящимся в начале предложения. Действие, обозначаемое оборотом, относится, как правило, к подлежащему в предложении. В таком случае синтаксической ошибки не будет. Если же производитель действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, возникает ошибка.
    Оттолкнув меня, парень бросился бежать. (И основное действие, выраженное глаголом  бежать, и добавочное действие, выраженное деепричастием оттолкнув, производит одно и то же лицо. Ошибки нет.)
    б) Задание проверяет умение находить недочёты в строении словосочетания, простого и сложного предложения, употреблении некоторых производных предлогов, то есть в управлении и т. п.

    Варианты заданий включают в себя следующие формы управления и согласования:
    1) существительное + зависимое слово: уверенность (в чём), предел (чему), вера (во что), преимущество (перед кем, перед чем), превосходство (над кем, над чем), памятник (кому), памятник (кого);

    2) глагол + (предлог) + зависимое слово: уделять (оказывать) внимание (чему), оплачивать (что), подчеркнуть (что), обращать (направлять, устремлять) внимание (на кого, на что), проявлять (приковывать, усиливать) внимание (к кому, к чему), сосредоточивать (акцентировать, задерживать, заострять, останавливать, фиксировать) внимание (на ком, на чём), отличать ( что от чего);

    3)управление в предложении с однородными членами: ср. : Писатели стремятся приблизить и сказать о мире добра, человечности, милосердия; (вместо  Писатели стремятся приблизить (что) мир добра и сказать (о чём) о человечности , милосердии);

    4) производный предлог + зависимое слово: благодаря, согласно, вопреки (чему? Дательный падеж!);

    5) большинство (меньшинство) + главное слово: Большинство людей интересуются политикой. большинство театров ставит современные пьесы. Большинство книг посвящено истории «души человеческой»;

    6) сложноподчинённые предложения с сочетаниями тот, кто … ;  те, кто … : Те, кто интересуется филологией, знакомы с понятием «художественный текст»;

    7) главное слово существительное + несогласованное определение: По принципу исторической хронологии расположены репродукции старинных гравюр в монографии «Герои русской истории»;

    8) однородные члены предложения с союзами  как … , так и … ; не только … , но и … : Задача любого учёного состоит не только в собирании, но и в систематизации научных фактов;


    9) главное слово + причастный оборот: Муж Катерины был безвольным человеком (каким?), полностью подчинившимся  матери.
  • 8. Правописание корня слова.

    В центре внимания – правописание корней, поэтому важно отличать правописание  слов с безударной гласной, проверяемой ударением, не проверяемой ударением  и слов с чередованием в корне. Выполнить задание можно, только умело подбирая однокоренные слова с ударной гласной в указанной позиции.
    Для выполнения задания необходимо проанализировать и сопоставить пять слов, каждое из которых включает в себя орфограмму – гласная в корне, проверяемая ударением; непроверяемая гласная корня; гласная в корнях с чередованием. 

    Гласные в корне слова, проверяемые ударением:
    носить – нОша
    очаровать – чАры
    чистота(в доме) - чИсто

    Непроверяемые гласные в корне слова:
    бАтАльон
    кОмпания (друзей)
    кАмпания(военная)

    Чередующиеся гласные в корне слова:
    а//о, е//и, а(я)// ин(им):
    загар – сгорать
    блистает – блестит
    занять - занимать

     

    Чередующиеся гласные

    Условия выбора гласных

    Корень

    Примеры

    1. Выбор зависит от ударения

    -гар – гор- : 
    без ударения О

    угар,  подгореть, загоревший
    Исключение:  изгарь

    -клон – 
    без ударения О

    кланяется, поклон, наклонился

    зар – зор- 
    без ударения А

    зарево, зорька
    Исключение:  зоревать

    твор – твар – 
    без ударения О

    творец

    Плав- плов
    под ударением и  без     ударения
    пишется  о и а

    плавательный, поплавок
    Исключенияпловец, пловчиха,                           плывуны

    2. От согласной, стоящей после корня

    - лаг – лож-

    слагаемое, сложение

    - скак – скоч-

    скакать, выскочить
    Исключение: скачок, скачу

    - раст- ращ- рос--

    растение, выращенныйросли
    Исключение:  росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

    3. От суффикса -А- после корня

    бер – бир-- 
    -дер – дир-- 
    -мер – мир-- 
    -пер – пир-- 
    -тер – тир-- 
    -блест – блист-  
    -жег – жиг- - 
    -стел – стил-- 
    -чет – чит--

    выберешь – выбираешь 
    выдернуть – выдираешь 
    замер – замирать 
    запер – запирать
    вытер – вытирать
    блестящий – блистательный выжег – выжигать
    постелить – постилать
    вычет – вычитать
    Исключениясочетать, сочетание, чета

    -кос – кас--

    коснуться – касание

    -а(я) – им- 
    -а(я) – ин -

    поднять – поднимать
    начать – начинать

    4. От лексического значения

    -мак – мок
    мак- (погружать в жидкость)
    мок-(пропускать жидкость)

    обмакнуть перо

    непромокаемый плащ

    равн – ровн- 
     равн (одинаковый) 
    овн-  (прямой, гладкий)

    уравнение
    заровнять 
    Исключенияуровень, ровесник

  • 9. Правописание приставок.

    В задании требуется найти ряд, где одна и та же орфограмма – буква пропущена либо в приставке, либо на стыке приставки и корня. 
    Как правило, один ряд слов иллюстрирует орфограмму «гласная в неизменяемых приставках» (о-, до-, на-, пра-, про-, пред-, со-, за-, недо-, во-). 
    В другом ряду – слова с орфограммой в приставке пре-, при-.  
    В следующем ряду – слова с орфограммой в приставках с чередованием глухих и звонких согласных (раз – рас, без – бес, воз – вос, вз – вс, через – черес, из – ис). 
    В четвертом ряду – слова, в которых происходит изменение начального И в корне на Ы после приставок, заканчивающихся на согласный: розЫск – от Искать, предЫдущий– от Идущий впереди.
    В последнем слова с разделительными твёрдым и мягким знаками: неподъёмный, съёжиться, вьюжный. (После приставок на согласную перед гласными Е, Ё, Ю, Я пишется разделительный Ъ знак! В корне слова – Ь!)
    Обратите внимание на слова с двумя приставками (неСдержанный), слова с приставкой пра- (прадедушка, прародитель)

     

    Неизменяемые приставки

     

    На –З, -С

     

    ПРЕ- и ПРИ-

     

    Пишутся всегда единообразно вне зависимости от звучания

     

    Перед звонкими 
    согласными – З, 
    перед глухими – С

     

    Правописание  зависит от лексического значения. 
    ПРИ-:

     

    О-  
    У-  
    ПО-  
    ПРО-  
    ПРА- : прабабушка
    НА- :  
    ЗА- :  
    ОТ- (ОТО-):  
    ОБ-(ОБО-):  
    В- (ВО-):  
    ВЫ -  
    ПРЕД-:   
    ПЕРЕ-:   
    С- (СО-):   
     НАД-(НАДО-)
     ПОД- (ПОДО-):   
    ДО-
    Оглушаются перед глухими:
    В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД-

    Озвончаются  перед звонкими: С-, ОТ-
    Сдавать
    Надпилить
    обтянуть

     

    БЕЗ- (БЕС-)
    ВОЗ- (ВОС-)
    ВЗ- (ВС-)
    ИЗ- (ИС-)
    НИЗ- (НИС-)
    РАЗ- (РАС-)
    РОЗ- (РОС-)
    ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-)
    ЧРЕЗ- (ЧРЕС-)
    Беззаботный – бессовестный;
    разгромить- расщедриться;
    розыгрыш- роспись

     

    1) Пространственная близость, смежность: приморский, Приамурье;
    2) прибавления, приближения, присоединения: приклонить,   привести, привязать,   пристегнуть;
    3) неполноты действия:  приоткрыть, прилечь,   приутихнуть;
    4) доведения действия до конца, до определенного результата:приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем),   придумать, прирезать;
    5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться,прислушаться, принарядиться   припрятать;
    6) сопутствующего действия:припевать, присвистывать. 

    ПРЕ-: 
    1) предельная  степень  действия, превосходящего какую-либо меру:преинтересный (ПРЕ-=очень)
    2) ПРЕ-=ПЕРЕ

  • 10. Правописание суффиксов разных частей речи.

    Задание на правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) 

    Суффиксы существительных.


    Суффикс

    Правило

    Пример

    -ик-, 
    -ек-

    Если при склонении существительного гласная выпадает, то пишется суффикс -ек-;
    гласная сохраняется — пишется -ик-

    орешек — орешка;
    шалашик — шалашика

    -ей-, 
    -иц-

    В сущ. м.р. -ей,-; жен.р.-иц-; ср. р.: если ударение предшествует суффиксу - пишите -иц-; в ударном положении - ец-

    молодец, девица 
    устьице, креслице; письмецо

    -ичк-,
    -ечк-

    -ичк- в сущ. ж.р., образованных от сущ. с суффиксом -иц-; -ечк - в остальных случаях

    умница - умничка
    семя - семечко

    -инк-,
    -енк-

    Пишется и, если слово образовано от основы на -ин;
    в сочетании -енк- пишется е, если слово образовано посредством суффикса -к- от сущ. на -ня

    жемчужинка — жемчужина
    песенка — песня

    Суффиксы существительных. 
    -ИН-(-ИЗН-) и -ЕН-
    Суффикс -ен- использу­ется при образовании форм слов на -мя. | Стремена – стремя, вре­мена – время.
    В  остальных существительных используется суффикс -ин-(-изн-). | Старшина, тишина, желтизна.
    -ИНК- и -ЕНК-
    -ИНК- пишется в существительных, образованных от слов, в которых есть суффикс -ин-. |  Царапина – царапинка.
    В остальных случаях -ЕНК-. | Вишенка – вишня.
    Исключение: горлинка.
    -ИЦ- и -ЕЦ-

    • В существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ-. | Красавец.
    • В существительных женского рода – -ИЦ-. | Красавица.
    • В существительных среднего рода в предударной по­зиции пишется суффикс -ЕЦ-. | Пальтецо (ец стоит перед ударной о). После ударе­ния – -ИЦ-. | Платьице (иц стоит после ударного корня плат).

    -ИЧК- и -ЕЧК-
    -ИЧК- пишется в существительных, образованных от слов, в которых есть суффикс –ИЦ-. | Лестница – лест­ничка.
    В остальных случаях используется -ЕЧК-. | Утречко – утро.

    Суффиксы прилагательных.


    Суффикс

    Правило

    Пример

    -ив-, 
    -ев-

    В безударном положении пишется -ев-;
    -ив- под ударением

    алюминиевый, соевый; плаксивый, красивый 
    Исключения: милостивый, юродивый

    -оньк-, -еньк-

    -оньк- после г, к, х;
    -еньк- в остальных случаях

    сухонький, 
    зелёненький

    -чив-,
    -лив-

    Всегда пишется и

    доходчивый, завистливый

    -оват-,
    -ов-, 
    -овит-

    пишутся после твердых согласных

    красноватый, 
    деловитый

    -еват-,
    -ев-, 
    -евит-

    Пишутся после мягких согласных,
    после шипящих и ц.

    большеватый, глянцевитый, синеватый

    Суффиксы глаголов.

    Суффикс

    Правило

    Пример

    ова- (-ева-)

    Если в 1-м л. ед.ч. наст, или буд. вр. глагол оканчивается на -ую (-юю)

    (я) беседую (1-е л. ед.ч. н.в.) — беседовать — беседовал; (я) горюю (1-е л. ед.ч. н.в.) — горевать — горевал;

    -ыва-
    (-ива-)

    Если в 1-м л. ед.ч. наст, или буд. вр. глагол оканчивается на -ываю (-иваю)

    (я) настаиваю (1-е л. ед.ч. н.в.) — настаивать — настаивал: 
    (я) заказываю (1-е л. ед.ч. н.в.) — заказывать — заказывал

    ударный суффикс -ва-

    Гласную корня проверяем глаголом совершенного вида (что сделать?).

    запевать — запеть, подливать — подлить.
    Однако в следующих глаголах на -ва-ть (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е  на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли­ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обуре-ва-ть, увещева-ть, намерева­ться, сомнева-ться.

    Обратите внимание В глаголах перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что перед -ть в инфинитиве: видел — видеть, сеял — сеять.                               

    ГЛАСНЫЕ ПЕРЕД -Н- И -НН- В ПРИЧАСТИЯХ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ


    Гласные

    Пишется

    Пример

    а, я
    (-анн -янн)

    в глаголах на -ать, -ять

    задержать — задержанный,
    взлелеять — взлелеянный

    е (-енн)

    в глаголах на -ить, -еть

    просмотреть — просмотренный
    решить —решенный

  • 11. Правописание безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

    В задании проверяется умение осознанно выбирать Е или И в безударных  окончаниях глаголов и суффиксах причастий. Помните, что выбор личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, образованных от основы настоящего времени, зависит от спряжения глагола.
    1. Гласные Е и И в безударных личных окончаниях глаголов
    Чтобы узнать, какая буква пишется в безударном личном окончании глагола, нужно определить его спряжение по неопределённой форме (что делать? что сделать?).

    Ко 2-му спряжению относятся глаголы с безударным личным окончанием на -ить (кроме брить, стелить);
    -
     семь глаголов на -еть: обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть;
    четыре глагола на -ать: слышать, гнать, дышать, держать.

    Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1-му спряжению.
    У глаголов 1-го спряжения в личных окончаниях пишутся буквы Е, У, Ю; у глаголов 2-го спряжения - И, А, Я. 

    Примечание. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы.

    2. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени
    В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1 спряжения, пишется суффикс -ущ-(-ющ- ),
    в страдательных причастиях - -ем-(-ом-).
    В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 2 спряжения, пишется суффикс -ащ-(-ящ-),
    в страдательных - -им-
    Например: 
    помнЯЩий детали – от глагола «помнить» (2 спряжение),
    мелЮЩий муку – от глагола «молоть» (1 спряжение)

  • 12. Правописание частиц НЕ - НИ. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

    НЕ с глаголами и деепричастиями. 
    Всегда пишется раздельно с глаголами и деепричастиями. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются  без не. | Не был. Не думая. Ненавидеть (исключение).
    Следует различать частицу не и глаголь­ную приставку недо-. Частица не в предложении отрицает со­вершение действия. | Зрители не досмотрели фильм.
    Исполь­зование глагола с приставкой недо- указывает на совершение действия, но с негативной оценкой. | Что ж ты за ребенком недосмотрел?!

    НЕ с существительным. 
    Слитно:

    • Если слово не употребляется без НЕ. | Неряха. Неправда (ложь).
    • Если может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. | Неправда (ложь).

    Раздельно:

    • Если в предложении с отрицательной частицей есть противопоставление с союзом а. |Не правда, а ложь. 

    НЕ с полными и краткими качественными прилагательными. 
    Слитно:

    • Если слово не употребляется без НЕ. | Неряшливый, неряшлив. 
    • Если может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. | Нелживый (правдивый). 

    Раздельно:

    • Если в предложении с отрицательной частицей есть противопоставление с союзом а. | Не правдивый, а лживый. 
    • Если к прилагательным относятся слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда. | Нисколько не интересная книга. 

    НЕ с полными и краткими причастиями. 
    Слитно:

    • С полными причастиями: 
      • Если без не они не употребляются. | Недоумевающий взгляд. 
      • Если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а. | Незакончившееся собрание. 

    Раздельно:

    • С краткими причастиями. | Собрание не закончено.
    • С полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а. | Не законченное, а начатое собрание. Не закончившееся вовремя собрание.

    НЕ с наречиями на -О и -Е 
    Слитно:

    • Если слово не употребляется без НЕ. | Нелепо. 
    • Если наречие может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. | Говорил неискренне. 

    Раздельно:

    • Если в предложении с отрицательной частицей есть противопоставление с союзом а. | Не грубо, а нежно. 
    • Если к наречию относятся далеко, вовсе, совсем, нисколько, никогда. | Вовсе не интересно. 

    НЕ и НИ с местоимениями и наречиями.
    Слитное/раздельное написание.

    • С наречиями не и ни пишутся всегда слитно. | Ни­когда, негде, немного.
    • Если между местоимением и частицей есть пред­лог, то выбирайте раздельное написание. | Не с кем поговорить. В остальных случаях частицы пишутся слитно. | Некем заменить.

    Примечание: следует различать наречие незачем (некуда и незачем спешить) и местоимение не за чем (не за чем было спрятаться).
    НЕ /НИ

    • В местоимениях и наречиях в безударной пози­ции пишется ни (нигде не участвовал, ни с кем не дружил), а под ударением — не (негде переночевать, не с кем поговорить).

    Внимание: надо запомнить выражения не кто иной, как... («именно он») и не что иное, как... («именно это»).

  • 13. Слитно-дефисно-раздельное написание наречий, производных предлогов, союзов и слов других частей речи.

    Задание на слитное, дефисное (то есть через чёрточку) или раздельное написание разных слов.
    а) Слитное написание производных предлогов, предложных сочетаний, союзов и наречий


    Предлоги

    Правило - подсказка

    Ввиду, вследствие

    = из-за: Ввиду (вследствие) дождей река разлилась. — Из-за дождей река разлилась. Запомните: иметь в виду.

    Вроде

    = наподобие: Это здание вроде (наподобие) шара.

    Вслед

    = вслед за: Вслед (вслед за) убегающим(-и) детям (-ьми) раздался смех.

    Вместо

    = взамен: Вместо (взамен) Саши выступил Андрей.

    Насчет

    = о: Мы говорили насчёт (о) поездки(-е).

    Наподобие

    = вроде: Что-то наподобие (вроде) человека вышло из леса.

    Несмотря на

    = невзирая на: Мы продолжали работать, несмотря на (невзирая на) усталость.

    Навстречу

    (кому?): Пойти навстречу другу.

    Наперекор

    = вопреки: Он пошёл в горы наперекор (вопреки) желанию матери.

    Всегда раздельно пишутся следующие предлоги: в виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине.

    СОЮЗЫ


    Союз

    Правило - подсказка

    Также

    = тоже, и: Он тоже (также) студент. — И он студент. Пишите же всегда раздельно в следующих сочетаниях: 
    •  то же ... что
    •  то же самое 
    •  одно и то же 
    •  так же, как 
    •  всё так же
    •  всё то же
    По радио передавали то же, что и вчера. То же самое я видел и в прошлом году. Петр так же хорош, как и его отец и т.д.

    Чтобы (чтоб)

    = для того чтобы: Я пришёл, чтобы (для того чтобы) дать вам волю. Если бы можно опустить или переставить — пишите раздельно: Что бы мне почитать? — Что мне почи­тать? — Что мне почитать бы? Запомните написание: во что бы то ни стало.

    Итак

    = следовательно: Итак, я никому оказался не нужен. — Следовательно, я никому оказался не нужен.

    Зато

    = но: Мал золотник, зато (но) дорог.

    Причём

    = притом (к тому же): Сын у меня красивый, причём (притом (к тому же) умница большой. Сочетание ни при чем пишется в три слова!

    Притом

    = причём (к тому же, вместе с тем): Он рассердился, притом (причём) сильно.

    Оттого

    = потому: Мне грустно оттого (потому), что весело тебе.

    Потому

    = оттого, поэтому: Я устала, потому (оттого, поэтому) и спать хочу.

    Обратите внимание!
    Союзы как будто, то есть, потому что, так что, как бы пишутся всегда раздельно!

    ПИШИТЕ НАРЕЧИЯ СЛИТНО, ЕСЛИ ОНИ ОБРАЗОВАНЫ:


    Приставка + наречие

    Задолго, навсегда, послезавтра, извне.

    Приставки на-, в- + собирательное числительное

    Надвое, вдвое, впятером, НО: по двое, по трое.

    Приставка + местоимение, полн. прилагат. (не начинают., с гласной)

    Вничью, впрочем, зачастую

    Приставка + краткое прилагательное

    Досуха, набело

    Приставка + существительное, где между приставкой  и существительным нельзя вставить определение

    Вброд, исподтишка

    ПИШИТЕ НАРЕЧИЯ РАЗДЕЛЬНО, ЕСЛИ:


    Существительное сохранило некоторые падежные формы

    на корточки (на корточках) за границу (за границей) НО: наизнанку (с изнанки) поодиночке (в одиночку) наспех (не к спеху)

    Между  существ.  и   предлогом   можно вставить определение

    в меру (в полную меру) на скаку (на полном скаку) до смерти (до самой смерти)

    Предлог В + существ., прилаг., начинающ. с гласной буквы

    в обнимку, в упор, в ударе

    Предлоги В, НА + существительное в предлож. падеже

    на днях, на радостях, в потемках

    ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ


    Через дефис

    -то, -либо, -нибудь, -ка, -тка, -с, -де, кое- (кой-), -таки (после наречий, глаголов и со словами все-таки, так-таки)

    Раздельно

    же (ж) (кроме союзов тоже, также) бы (б) (кроме союза чтобы) ли (ль) будто дескать как будто почти что после кое- следует предлог (кое с кем) ведь мол

    ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ


    Через дефис пишутся

    Примеры

    1. Сложные существительные

    • состоящие из двух самостоятельных слов,
    • обозначающие стороны света,
    • имеющие пол- и вторую часть, начинающуюся с большой буквы, гласной, с л,
    • обозначающие названия механизмов, термины,
    • сложные единицы измерения,
    • слова   с   иноязычными   элементами вице-, экс-, унтер-, обер- и т.д.

    диван-кровать 
    юго-запад 
    пол-Сибири, пол-ананаса, пол-листа 
    динамо-машина премьер-министр, 
    тонно-километр 
    вице-адмирал, экс-чемпион,  унтер-офицер, обер-лейтенант.
    Но пишите слитно существительные с элементами авто-, радио-, био-, авиа-, фото-, зоо-, аэро-, метео-, агро-, вело-, стерео-, нео-, моно-, электро-, микро-, кино-, гидро-, теле-

    2. Сложные прилагательные

    • образованные сложением независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз и)
    • образованные от существительных, которые пишутся через дефис
    • обозначающие оттенки цвета
    • первая часть оканчивается на -ико

    англо-русский 
    юго-восточный 
    ярко-красный
    физико-математический

    3. Наречия, образованные от двух одинаковых или близких по смыслу слов

    нежданно-негаданно, красным-красно

    4. Сложные предлоги

    из-за, из-под, по-за, по-над

    5. Неопределённые местоимения и наречия с приставкой кое- и суффикса­ми -то, -либо, -нибудь

    кое-кому, что-то, кто-нибудь, кем-либо

    6. Наречия, образованные

    • от прилагательных с помощью приставки по- и суффиксов -ому (-ему), и
    • от числительных с помощью приставки во-(в-) и суффикса -ых(-их).

    по-хорошему, по-городскому, по-русски 
    Исключения: потому, поэтому, почему, посему,
    Во-первых, в-третьих

  • 14. Правописание Н и НН в словах разных частей речи.

    В задании проверяется умение правильно употреблять Н и НН  в суффиксах различных частей речи.
    Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

     

    Полные формы

     

    Причастие

     

    Отглагольное прилагательное

     

    Прямое значение (причастие= который +глагол)  

    НН

    Н

    1) образуются от глаголов с приставкой  (кроме НЕ)
    рассеяННые семена

    1) нет приставки или приставка НЕ-:
    сеяНые семена, несеяНые семена

    2) имеют  зависимые слова: сеянные по полюсемена

    2) нет зависимых слов:  сеяНые  (?) семена

    3) образуются от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошЕННые игрушки   (бросить – сов.вид)
    решЁННая задача  (решить – сов.вид)

    3) образуются от глаголов несовершенного вида 
     сеяНые (сеять – несов.вид),  варЁНые овощи (варить – несов.вид)

    НН

    Есть суффиксы –ОВА-, -ЁВА- : баловаННый, рисковаННый, корчёваННый, линоваННый

    Переносное значение

    от глаголов совершенного вида с приставками: 
    рассеяННый взгляд, подмочЕННая репутация

    Краткие формы

    Всегда одна Н
    ПричёсаНы, избаловаНы, нарисоваНа, пересажеНа
    Семена рассеяНы, море взволноваНо

    Две НН в женском, среднем роде единственного числа, во множ.числе
    Девочка рассеяННа, дети рассеяННы, лицо взволноваННо

    Исключения: конченый человек, прощёное воскресенье, названый брат, посажёный отец, смышлёный. Виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный, медленный, нечаянный

    Важно разграничивать краткие прилагательные и причастия. Надо учитывать наличие пояснительного слова (оно бывает у причастий) или подставлять вопрос кем? По отношению к причастию такой вопрос правомерен, так как он сигнализирует о зависимом слове, пусть даже предполагаемом, например: работа сделана (кем?)   К прилагательному же такой вопрос подставить нельзя, например: девочка сосредоточенна.
    Н и НН в прилагательных, образованных от существительных

     

    Н

     

    НН

     

    1) образованы с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН-: 
    гусиный, водяной, кожаный

     

    1) образованы с помощью суффиксов   -ОНН-,  -ЕНН-:  
    торжественный,  традиционный

     

    2) Исключение: ВЕТРЕНЫЙ

     

    2) Исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ

     

    3) в непроизводных прилагательных: синий,зелёный, юный, буланый, единый, румяный, рьяный, пряный, зелёный, свиной

     

    3) от сущ-ных с основой на –Н: каменный, старинный, лимонный, карманный

     

    4) от сущ-ных на –мя: имя – именной, племя – племенной

  • 15. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

    Для выбора правильного ответа необходимо ответить себе на два вопроса: 1) простое предложение или сложносочиненное; 2) если простое, то чем оно осложнено.
    а) Подчеркните грамматические основы сложносочиненного  предложения.  Запятая ставится: 
    - между частями сложного предложения, соединенных союзами: 
    и, да (=и), ни...ни; 
    а, но, да (=но), однако, ...; 
    или, либо, ли...ли, ...; 
    да, да и, тоже, также; 
    то есть, а именно. 
    Сверкнула молния, и послышался удар грома.
    Запятая не ставится: 
    - если части сложного предложения имеют общий второстепенный член: 
    Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.
    - если есть общее придаточное предложение: 
    Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.
    б) Простое предложение, осложненное однородными членами.


    Случаи, когда однородные члены разделяются запятой

    Случаи, когда однородные члены не разделяются запятой

    При одиночных союзах а, но, зато, да (в значении но).
    Мал золотник, да дорог.

    При одиночных союзах и, или, либо, да (в значении и).
    Слышался шум леса_ да треск сучьев в костре.

    При повторяющихся союзах и — и, ни — ни, то — то, не то — не то, или — или, либо — либо, да — да.
    Ни я, ни мой друг не устали.

    Внутри групп однородных членов, соединенных попарно союзами и, или, либо, да (в значении и).
    Он так ходил летом и зимой, осенью и весной.

    При всех двойных союзах: как — так и, не только — но и, где — там и, настолько — насколько, хотя и — но и
    Его уважали как друзья, так и враги.
    Он был хотя и стар, но крепок.

    В русском языке есть немало фразеологизмов, построенных на базе ряда однородных членов. В таких фразеологизмах запятые не ставятся. Запомните основные из них: ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни то ни сё, ни днем ни ночью.

    Повторяющийся союз может по-разному располагаться относительно ряда однородных членов. Обычно союз ставится перед каждым членом однородного ряда. В этом случае запятая ставится между всеми однородными членами, в том числе и после первого из них:

     Работу он и знал, и любил, и умел ее делать.
    Звезды то едва горели, то пропадали, то вдруг ярко вспыхивали на небе.

     

    Иногда перед первым членом однородного ряда нет союза. В подобных случаях запятая также ставится между всеми однородными членами, в том числе и после первого из них.

     Оставил себе только саблю, да трубку, да ружьишко отцово.
    Он тогда недовольно морщился, или хмурился, или поджимал губы.

     

  • 16. Знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

    Обособление определений
    1)  Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастными оборотами или распространенными прилагательными, если стоят после определяемого существительного: 
    Особенно любил я беседы с ночными извозчиками, бедными подгорными крестьянами, прибывшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек.
    2)  Обособляются согласованные и несогласованные определения, если относятся к личному местоимению, независимо от места в предложении: 
    Жёлтый, высохший, с лысиною на всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе. Он ехал шагом, тол­стый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (По И. Тургеневу)
    3)  Обособляются распространённые или одиночные определения, если они стоят перед определяемым существительным и имеют обстоятельственное значение причины, уступки, условия: 
    Исполненный недоумения, возвратился Юний на площадь.(Т.) Рассерженный нами, пёс бешено лаял и рвался с цепи. (К. Седых)

    Обособление обстоятельств
    1) Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, независимо от его места в предложении: 
    Он решил помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры, возвратив ему его достояние
    Облегчив душу благим намерением, Кирилла Петрович пустился рысью к усадьбе и въехал прямо на двор. 
    Он приближался, держа фуражку, наполненную вишнями. (По А.Пушкину)
    2)  Обособляются два или несколько одиночных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями: 
    Аграфена принялась помогать ей, охая и причитая. (К. Седых) 
    Де­вочка, улыбаясь и лопоча, протягивала ручонки. 
    Солнце, искрясь и сверкая, играло на гребнях волн.(М.Г.)
    3)  Обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, особенно если они стоят в начале или в середине предложения: 
    Поднявшись, Семён вышел в сени, зачерпнул в кадушке ковш холодной воды и пил, не отрываясь, пока не заныли зубы. 
    Засмеявшись, все вышли в сени. 
    Бабы, перебраниваясь, разошлись по домам. (По К.Седых)
    4)  Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, при отсутствии, по причине, в случае, при наличии, ввиду, несмотря на: 
    Казак мой, вопреки приказаниям, спал крепким сном. 
    К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены. (Л.) 
    Несмотря на страх, я пошёл по галереям подземелья.(Кор.) 
    В один удачный набег зайцы портили иногда целый сад, несмотря на все предосторожности. (М.-С.)
    Обратите внимание!

    • Не обособляются фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: 
      И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. 
      Николай работал засучив рукава.
    Не обособляются деепричастия с наречным значением (они обычно отвечают на вопросы как? каким   образом? в   каком   положении?): 
    Ирина стояла не двигаясь
    Обломов принимал гостей лежа
    Казак отошёл не торопясь. (Шол.) 
  • 17. Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами и предложениями.

    Предложения с обращениями.


    Обращение, т. е. слова и сочетания слов, называющие адресата речи, выделяется (или отделяется) запятыми.
    При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения: Поздравляю, товарищи, с благополучным прибытием (Пауст.);
    — Не ходи, Володя, — проговорил Родион (Ч.); 
    Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

    Предложения с вводными словами.


    Вводные слова и сочетания слов, выражающие чувства говорящего

    к радости, к огорчению, к стыду,
    к несчастью, к ужасу, к изумлению,
    к негодованию и др.

    Бурсаки пошли вперед, и, к величайшей радости их, в отдалении почудился лай. (Г.) 
    По счастию, на другой день мы уехали из Амантаева. (Акс.)

    Различную степень уверенности(большую или меньшую)

    несомненно, вероятно, очевидно, кажется, наверное, очевидно, пожалуй, безусловно, бесспорно, может, видимо, по-видимому и др.

    Разумеется, всё это думалось по-детски. Папа, наверное, сейчас же поедет к геру Готлибу, может, прикажет запрячь Гнедко.(По С.Аксакову.)

    Источник сообщения

    по сообщению (кого-либо), 
    по-моему, по-твоему, по мнению (кого-либо), по словам (кого-либо)

    По информации из достоверных источников, паводка в этом году на реках не будет. (Из газет.)
    Я загорел, как арап, и одичал, по общему выражению всех наших знакомых. (Акс.)

    Порядок мыслей и их связь

    во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, значит, следовательно, например, напротив, между прочим, стало быть, кстати, кроме того и др.

    Река мне не понравилась, во-первых, потому, что вся от берегов поросла камышами, так что и воды не было видно, а во-вторых, потому, что вода в ней была горька. Впрочем, горьковатость воды не имела дурного влияния на рыбу. (По С. Аксакову)

    Замечания о способах оформления мыслей

    одним словом, иначе говоря, если можно так сказать, если можно так выразиться, так сказать и др.

    Год, одним словом, был 
    прожит не зря. На досуге я дал волю своему воображению, или, лучше сказать, соображению. (Акс.)

    Призыв к собеседнику 
    с целью привлечь его внимание к сообщаемому

    представьте себе, веришь ли, знаешь ли, понимаете ли, послушайте, помилуйте, скажите на милость и др.

    Представьте себе, открывается дверь и вбегает Маша! 
    И откуда, скажите на милость, взялась! (Ч.)

    Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова. Вводные предложения могут быть безличными, неопределённо-личными или двусоставными: 
    Время, казалось, остановилось.(Н.-Пр.) 
    Как говорили,
     там должно быть некоторое количество норок, выдр и лисиц. 
    Этим способом, как считают, можно скорее и больше перенести груза. (Пришв.) 
    Наёмный двор, как уже было сказано, представлял собой сплошной пустырь, заваленный всевозможными кучами. (Акс.)
    А вот исполинский банан, или, как его называют, «дерево путешественников», распростёр свои листья наподобие широкого опахала. 
    Смерть, я думаю, угрожала всем одинаково. (Н.-Пр.)
    Вводные слова, словосочетания и предложения выделяются запятыми: 
    Праздник, конечно, будет ярким. Кажется, нам не о чем тревожиться. Я не обижу вас, поверьте.
    Обратите внимание!
    Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: 
    якобы, словно, даже, едва ли, вдруг, буквально, будто, ведь, вряд ли, все-таки, как раз, к тому же, по решению, по представлению, поэтому, вдобавок, в конечном счете, небось, как будто

    • Слово однако если оно стоит в середине или в конце предложения является вводным и выделяется запятыми. В начале предложения оно имеет значение союза но и не является вводным: 
      Долго, однако, нам пришлось тебя ждать. Ты опоздал, однако. Однако (=но) письмо он так и не получил.
    • Слово наконец является вводным и выделяется запятыми, если указывает на связь мыслей и завершает собой перечисление и его можно заменить выражением «и ещё»: 
      А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом самовоспитания.
    • Слово наконец не является вводным и не выделяется запятыми, если употребляется в значении «под конец», «напоследок», «в результате всего». В подобных случаях к слову наконец можно прибавить частицу -то: 
      Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец дождался. 
      {Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец-то дождался).
    • Слово вообще является вводным и выделяется запятыми, если употребляется в значении «вообще говоря»: 
      Вообще, мне хотелось бы услышать эту историю из твоих уст. 
      Если вообще имеет значения «в общем», «всегда», «совсем», «в целом», «ни при каких условиях», «во всех отношениях», то оно не выделяется: 
      Ты меня вообще не жди. От приглашения твоего я вообще отказался. За подобные поступки он вообще наказывал строго.
    • Слово значит является вводным и выделяется запятыми, если его можно заменить словами «стало быть», «следовательно»: 
      Над уроками ты сидишь редко, значит, вряд ли следует ждать хороших результатов. Ты, значит, к поезду не успел? 
      Если значит заменить словом означает или оно стоит между подлежащим и сказуемым, то оно не выделяется запятыми: 
      Твоё доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое. 
      Отвечать грубо — значит показывать свою невоспитанность.
    • Слова собственно, точнее, скорее, вернее являются вводными, если после них можно поставить слово говоря. 
      Что, собственно, тебе от меня нужно? Это, точнее, было в конце прошлого столетия.
  • 18. Сложноподчиненное предложение с придаточным определитель-ным.

    Придаточные определительные обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой?,  относятся к одному слову в главном предложении - к имени существительному,  присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда.  
    Например: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).
    Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.
    Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) — союзное слово который является подлежащим.
    Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).

    Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.
    Например: Это просто были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун. (И. Тургенев.)

    Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.
    Например: Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей, был уже виден. (В. Каверин.) Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания. (К. Паустовский.)

  • 19. Стечение союзов в сложном предложении с различными видами связи.

    В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. По общему правилу пунктуационного разделения частей в сложном предложении перед подчинительным союзом необходима запятая.

    Например: Он проснулся рано, И_ХОТЯ после вчерашнего падения все тело еще болело, в голове было ясно, настроение было бодрым.

    (Знаки препинания поставлены в соответствии с общим правилом. Если выделенную запятыми придаточную часть с хотя изъять из предложения, то общее синтаксическое построение не нарушится: Он проснулся рано… и в голове было ясно.)

    Однако иногда подчинительный союз в таких предложениях становится частью двойного союза если — то, когда — то, хотя — но и т. п. В этом случае придаточную часть уже невозможно изъять из предложения без разрушения всего синтаксического построения. Запятую перед подчинительным союзом здесь ставить нельзя.

    Он проснулся рано, И _ ХОТЯ после вчерашнего падения все тело еще болело, НО в голове было ясно, настроение было бодрым. (Здесь придаточную часть с хотя невозможно изъять из предложения. В противном случае остается анормальная конструкция Он проснулся рано, и… но в голове было ясно.)

    Итак, при стечении сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится только тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.
  • 20. Лексические ошибки.

    Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность) – это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и смежны по семантике (ср.: Базаров несколько резковат. Слово несколько определяет степень признака, которая выражена в самом прилагательном суффиксом –оват-)
    Плеоназмы различны по структуре
    1) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства.
    2) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключённое в существительном: Наступил тёмный мрак.
    3) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помним и не забываем героев войны.
    4) сочетание двух однозначных (синонимичных) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке.
    5) сочетание глагола и наречия: Враги приближались всё ближе.

    Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, спросить вопрос, необычный феномен и др.)
    Классификация речевых ошибок

    Вид ошибки

    Примеры

    1

    Употребление слова в несвойственном ему значении

    Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
    Мысль развивается на продолжении всего текста.

    2

    Неразличение оттенков
    значения, вносимых в слово
    приставкой и суффиксом

    Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
    Были приняты эффектные меры.

    3

    Неразличение синонимичных
    слов

    В конечном предложении автор применяет градацию.

    4

    Употребление слов иной
    стилевой окраски

    Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей
    немного в другую колею.

    5

    Неуместное употребление
    эмоционально-окрашенных
    слов и фразеологизмов

    Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и
    олицетворений.

    6

    Неоправданное употребление
    просторечных, жаргонных слов

    Таким людям всегда удается объегорить других.

    7

    Нарушение лексической
    сочетаемости

    Автор увеличивает впечатление.
    Автор использует художественные особенности (вместосредства).

    8

    Употребление лишних слов, в
    том числе плеоназм

    Красоту пейзажа автор передает нам помощью художественных
    приемов. Молодой юноша, очень прекрасный

    9

    Употребление рядом или в
    близком контексте однокоренных слов (тавтология)

    В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

    10

    Неоправданное повторение
    слова

    Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже
    не понимает всей глубины содеянного.

    11

    Бедность и однообразие
    синтаксических конструкций

    Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

    12

    Неудачное употребление
    местоимения

    Данный текст написал В.Белов. В нём поднимается важная проблема.

  • 21. Изобразительно – выразительные средства речи.

    1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
    Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

    2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов призаками и свойствами человека.
    Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

    3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. 
    Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

    НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. 
    Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

    4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:

    а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например:Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.

    б) сравнительным придаточным предложением
    Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

    в) сущ. в Т.п. 
    Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

    5. Гипербола – преувеличение. 
    Например: Я тебе миллион раз говорил.

    6. Литота – преуменьшение. 
    Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

    7. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
    Например: Имя твоё – птица в руке,
                     Имя твоё – льдинка на языке…
    Эпифора - это повтор звуков слов или оборотов в конце отрывков, из которых состоит высказывание.


    8. Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
    Например: Не сияет на небе солнце красное,
                     Не любуются им тучки синие…

    9. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.Например: Сейте разумное, доброе, вечное

    10. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
    Например: Они сошлись. Волна и камень,
                     Стихи и прозалёд и пламень.

    11. Инверсия – необычный порядок слов. При необычном порядке слов:
    а) подлежащее стоит после сказуемого
    б) прилагательное после существительного
    в) наречие после глагола
    Например: Вот нахмурил царь брови чёрные… 
    (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

    12. Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. 
    Например: На кого не действует новизна? 

    13. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.
    Например: О Русь моя! Жена моя!

    14. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. 
    Например: ленивый, ленится, лентяй

    15. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. 
    Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

    16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
    Например: реветь, дочурка, продажный

    17. Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания 
    Например: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

    18. Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков. 
    Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются  "корабли"

    19. Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же 

    слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
    Например: Лениво дышит полдень мглистый, 
                    Лениво катится река. 
                    И в тверди пламенной и чистой
                    Лениво тают облака. 

    20. Оксюморон - сочетание несочетаемого.
    Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма
    21. Парцелляция – намеренное разделение  сложного предложения на более мелкие составляющие с целью привлечь внимание читателя к определенному фрагменту, отдельным словам.

    Например: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша » ( А. Солженицын.) или «Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням!» (Б. Рахманин)

 
©Феоктистова Наталья Юрьевна