Урок литературы в 8 классе.
«Его стихи лучились добрым светом». Поэзия Николая Рубцова.


Его стихи лучились добрым светом.
С. Куняев

…Жизнеутверждающая и грустная,
зовущая к раздумью и действию,
поэзия Николая Рубцова настраивает
душу человека на волны добра и участия  
к людям.
В. Оботуров 

  
Оборудование:
1. Портрет поэта.
2.   Пейзажи, репродукции картин.
3. Музыкальное сопровождение («В горнице моей»)
4. Презентация.                                                          

Цель:
1. познакомить учащихся с замечательным современным поэтом  Н. М. Рубцовым;
2. продолжить работу над отработкой навыков выразительного чтения;
3. развивать у учащихся умение анализировать лирическое произведение;
4. воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающему миру природы, прививать чувство любви к родине, к прекрасному;
5. работа над монологической речью учащихся.

Ход урока.


1. Вступление учителя.

(под музыку читается стихотворение «Тихая моя Родина»)
Россия… Берёзовые рощи, тихие речки, необъятные просторы, поля, покрытые цветами. Для всех русских людей Россия – единственная, широкая, раздольная Родина. Малая же Родина у каждого своя. Для Есенина – это село Константиново, маленький уголок огромнейшей земли, где поэт родился и вырос. Для Ахматовой – Петербург, Цветаевой – Москва, Н. Рубцова – Вологотчина.
Сила эстетического воздействия природы так велика, что именно Россия, её бескрайние поля, чистые озёра вдохновили Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Блока на создание прекрасных стихов. Они не просто любят природу как данность, а любят как свою страну. Так и для нас всех близость к природе, понимание природы является самой жизнью. «Счастье быть с природой, видеть её, говорить с ней». Ценность природы не всеми понимается одинаково. Для одних лес – это всего лишь место, где можно заблудиться. Если нет ягод, грибов, им скучно. Для других – это мир, полный тайн, красоты, где человека покидают боли телесные и душевные. Именно так, я думаю, понимал природу замечательный поэт Н. Рубцов.
Вы, ребята, знаете много хороших и разных поэтов. Мне хочется представить вам ещё одного поэта, познакомившись с которым, вы прикоснётесь к чему-то незамутнённому и доброму. Поэт Евгений Евтушенко сказал, что «поэт в России больше, чем поэт». Н. Рубцов не вписывается в это определение. Он был просто поэт. Давайте с ним познакомимся.


2. Презентация и краткое сообщение учащихся о поэте.


3. Опрос домашнего задания.


1) Прочитаны стихотворения Н. Рубцова. Какой образ навеял на вас пейзаж? На какие раздумья натолкнул?
2) Как выразил автор эти чувства, с какой интонацией?
3) Что запомнилось из прочитанного?
Читали стихотворения «Русский огонёк», «Звезда полей», «Журавли», «Видение на холме», «Я буду скакать». Анализ произведений (вопросы к учащимся).
Стихотворение «Русский огонёк».
- Что видится читателю?
(Как в тёмную беззвёздную ночь, когда подступило отчаяние, заплутавшемуся путнику последней надеждой мелькнул огонёк приютившего потом дома. Это скромное жилище, каких много на Руси, где в красном углу, наподобие иконостаса, хранятся лики родных и близких, мёртвых и живых. Мотив тяжкого одиночества героя, потерявшего дорогу в непроглядной беззвёздной ночи. Образ дома как символ желанного пристанища, очень важный для поэта символ.
Всенародная трагедия сказалась на судьбе старой крестьянки, её родных, близких: «Как много жёлтых снимков на Руси». И всё же «среди тревог великих разных» не угаснет животворящая любовь к людям.
Немеркнущий огонёк русского дома, мелькая во тьме, излучает свет для заблудившихся и заблудших. Свет – знак чего-то высокого, бесконечного. (возможен подбор и демонстрация тематических иллюстраций).
Стихотворение «Звезда полей»
- О какой звезде идёт речь? (О путеводной. Что бы ни происходило, она всегда будет светить. Звезда – один из важнейших символов, звезда – это вся земля, всё человечество.
Стихотворения «Видение на холме» и «Я буду скакать».
- Какой представлена Русь в стихотворении? Назовите приметы народной лирики в этом произведении.
(Заклинания, обращения к Родине как к живому существу; храм в стихотворении – символ святости Руси, конь – олицетворение свободы, силы, счастья и удачи.
Стихотворение «Журавли».
- Чем так волнует это стихотворение?
- Какая душа открывается нам?
- Почему сиротеют душа и природа, как только замолкают журавли?
- Какова мелодия: весёлая или грустная?
- Почему в сравнении упоминается о «Сказании древних страниц»?
- В каком смысле употребляется сочетание «высокий полёт»?
- Почему говорят «отворите ворота»?
Души человека и природы однородны, так считал русский народ. Рубцов способен был принять в свою душу звук и смысл журавлиного рыданья?


Вывод :


- Вы послушали меня, ребят. Каким вы увидели поэта? Какие традиции продолжает Н. Рубцов в своём творчестве? С кем из изученных ранее поэтов могли бы вы его сравнить? Не близки ли эти строки? послушайте!
О, Русь, малиновое поле                                                Милые берёзовые рощи!
И синь, упавшая в реку,                                                  Ты, земля! И вы, равнин пески.
Люблю до радости и боли                                             Перед этим сонмом уходящим
Твою озёрную тоску.                                                       Я не в силах скрыть моей тоски.


Вывод: творчество Н. Рубцова – это синтез Тютчева, Фета, Блока, Есенина. Но, несмотря на близость поэтического мира, Рубцов не повторяет любимых поэтов, у него своё видение мира. Тема душевного беспокойства, прощания особенно пронзительно звучит в лирике этого поэта. А какие ещё темы вы бы выделили в поэзии Н. Рубцова? (записываем в тетрадь)
- Родины
- природы
- любви
- обращение к истории родной страны
- философские размышления о жизни
- русские люди, мир человеческой души


4. Заключительное слово учителя.


Сам Рубцов признавался: «Особенно люблю темы Родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, стихи сильны и долговечны, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений». Все эти темы были в поэзии Пушкина, Фета, Тютчева, Кольцова, Есенина. Давайте же подведём итог, ответив на вопрос: «В чём особенность поэзии Рубцова?»
Запись : Особенность поэзии Н. Рубцова в том, что он не просто живописует природу и передаёт своё настроение от созерцания её красоты. Он поднимается к серьёзным раздумьям о жизни, о Родине, о судьбе человечества, о вселенной.
Николай Рубцов обладал тютчевским даром слышать природу, вселенную, стон ветра, звон листвы, звучащая стихия слышалась только ему : « … и пенья нет, но ясно слышу я незримых певчих пенье хоровода». Прав критик Селезнёв: «Не стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее музыка просится из его стихов. Их не нужно перекладывать на музыку, её нужно улавливать в них, слушать её». Высоко оценил поэзию Н. Рубцова писатель Василий Белов: «Настоящего поэта никто не сможет заменить на земле».


5. Домашнее задание


1) Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
2) Перечитать стихотворение «Я буду скакать». В древности человек нередко обращался к заклинаниям, которые, по его представлениям, имели магическую силу, помогали достичь цели. Вера во что заложена в них? Можно ли судить по ним о духовных ценностях поэта?

 
©Феоктистова Наталья Юрьевна
 

Вернуться в начало страницы