Урок – спектакль в 8 классе.
Тема урока: «Смех – единственное честное, благородное лицо в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Диалог с Автором.
Цель урока: заинтересовать учащихся комедией Н. В. Гоголя «Ревизор», познакомить с историей создания, с жанром комедии.


План урока.
1. Вступительное слово учителя о первой постановке пьесы Гоголя на сцене Александрийского театра в Петербурге.
2. Диалог с Автором (инсценированный рассказ о Н. В. Гоголе и его комедии).
3. Заключительная часть урока:
- чтение по ролям начала комедии;
- просмотр 1 действия из к/ф «Ревизор».


Ход урока.
1. Слово учителя.


– Мы все очень любим помечтать и пофантазировать. Немного нашей фантазии – и мы перенесёмся в Золотой 19 век, более чем на 175 лет назад.
19 апреля 1863 года. Петербургский Александрийский театр. Ложи и первые ряды партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам. В царской ложе Николай Первый со своим наследником Александром Вторым. А на галёрке теснятся простые зрители. Идёт премьера комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». (Включаем начало кинофильма «Ревизор», первые эпизоды)
- В зале напряжённое внимание. Иногда стоит мёртвая тишина. И вот последняя немая сцена. Всё. (включаем и смотрим «немую сцену»
- Но почему не слышно аплодисментов? И чей-то голос раздражённый: «Это невозможно, клевета и фарс». Н. В. Гоголь был потрясён обвинением его в том, что он враг России, что он оклеветал её в комедии. Гоголь , почувствовав себя усталым и больным, решает уехать за границу.
В начале урока мы решили, что сегодня можно пофантазировать. Я предлагаю всем присутствующим представить, что сейчас откроется дверь и войдёт Автор комедии «Ревизор».


2. Диалог с Автором.


Автор: - Добрый день, господа. Очень рад нашей встрече.
Учитель: - Господин писатель! Перед вами Ваши читатели, живущие в 21 веке. Мы познакомились с Вашей пьесой «Ревизор» и хотим задать Вам несколько вопросов.


Ученики задают вопросы.


- Как возник замысел комедии? Это правда, что сюжет «Ревизора» подсказал Вам А. С. Пушкин?


Автор: - Чтобы развлечь самого себя, я придумывал себе всё смешное, что только мог выдумать… Пушкин заставил меня взглянуть на дело серь1зно. Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение… и отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сам сделать что-то вроде поэмы и которого, по его словам, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мёртвых душ». Мысль «Ревизора» принадлежит также ему.


- Как Вы стали писателем-сатириком?


Автор: - Первые мои опыты, первые упражнения в сочинениях… были почти все в лирическом и серьёзном роде. Ни я сам, ни сотоварищи мои не думали, что мне придётся быть писателем комическим и сатирическим, хотя на меня часто находила охота мучить и даже надоедать другим моими шутками. Говорили, что я умею не то что передразнить, но угадать человека, то есть угадать, что он должен в таких-то случаях сказать или подумать, и я даже не думал о том, что когда-нибудь сделаю из этого употребление.


- Почему Вы выбрали именно комедию?


Автор: - Если смеяться, так уж смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеянья всеобщего. В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие. Сквозь смех, который никогда ещё во мне не проявлялся в такой силе, читатель услышал грусть.


- Как зрители восприняли комедию»Ревизор»?


Автор: - Действие, произведённое комедией, было большое и шумное. Все были против меня. Чиновники, пожилые и почтенные, кричали, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о людях служащих. Полицейские против меня, купцы против меня. Царь Николай Первый заявил после представления «Ревизора» : «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»


- Вы верите в силу смеха?


Автор: - Бросьте долгий взгляд во всю ширину и длину животрепещущего населения раздольной страны – сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон. На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеются им! О, смех – великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизнь, ни имения у виновного, но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила.


- Скажите, что такое театр?


Автор: - Театр – великая школа, глубоко его назначение. Он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смешенье привычек, пороков, или высокотрогательное, достоинства и чувства человека.


3. Заключительная часть урока.


- Итак, благодаря автору, которого сыграл ученик N, мы познакомились с историей создания комедии «Ревизор» и постановки её на сцене. А сейчас прочитаем по ролям 1 действие комедии  и выделим самые смешные эпизоды, реплики. Кратко прокомментируем их.
- чтение по ролям 1 действия комедии, комментарии учеников;
- просмотр 1 действия из кинофильма.


4. Домашнее задание.


- Прочитать 2 действие комедии; отметить, что показалось интересным и смешным; над чем смеётся автор?
- Ещё раз внимательно прочитать афишу (иллюстрация в учебнике)

 

 
©Феоктистова Наталья Юрьевна
 

Вернуться в начало страницы