Урок – мастерская. Литература. 5 класс.
Литературные сказки Владимира Ивановича Даля.
«У тебя у самого свой ум» (В. И. Даль)


Цель: узнав о жизни В. И. Даля , прочитав и обсудив его сказку, попробовав написать сказку «как Даль», ученики узнают о литературных сказках, сочинённых по пословицам; повторение сведений о литературной сказке, пословице, поговорке, толковом словаре, фразеологизмах, эпитетах.


Умения и навыки: школьники учатся активно слушать текст, делать выписки, высказывать своё мнение; оценивать правильность ответов; работать как коллективно, так и в малых группах; готовить индивидуальные творческие задания на основе литературного образца, выразительно читать; ученики находят нравственный смысл сказки, мораль,  приводят аналогичные примеры из жизни и дают им оценку.


Оборудование: учебник «В мире русской литературы»  А. Г. Кутузов, В. В. Деденёва.


Ход урока.


1.Рассказ учителя.
- Сегодня мы продолжим разговор о сказке, прочитаем ещё одну интересную сказку и даже попробуем сочинить  Но сначала вспомним ещё раз, чем литературная сказка отличается от фольклорной? Кто сочиняет литературные сказки? (Пушкин А. С. , Жуковский В. А. , Ершов П.)


- Вы назвали имена писателей, поэтов – сказочников. Ещё были Гауф, А. де Сент-Экзюпери. Сегодня мы познакомимся с ещё одним замечательным человеком, который тоже сочинял сказки, хотя у него было много других профессий.
Итак … История, которую я вам расскажу, произошла почти 200 лет назад.
Представьте себе мартовский морозный день. Уже были оттепели; снег стал серым, превратился в наст, по которому легко, будто под парусом, летят сани. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. А тот совсем молодой человек, в форме мичмана, младшего морского офицера. Новая шинель греет плохо!.мичман жмётся от холода, поднял воротник, спрятал в рукава руки. Ямщик тычет кнутовищем в небо и утешает:
- Замолаживает.
- То есть как «замолаживает»? – смотрит недоумённо мичман.
- Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. – К теплу.
Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. По пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло всю его жизнь… Главным  делом его жизни стало собирание слов. И когда их собралось 200 000, он решил подарить их людям, чтобы сберечь это бесценное сокровище.
Этим  замечательным человеком был В. И. Даль. Свой труд он назвал «Толковый словарь живого великорусского языка». 40 лет В. И. Даль работал над созданием своего словаря. А ещё в это время он собирал народные сказки и сочинял свои. Первый его литературный опыт одобрил А. С. Пушкин.

 
2. Работа с учебником.


- Давайте посмотрим, что рассказывает о В. И. Дале учебник.
А) чтение по ролям (стр. 175-176)
Б) инсценировка: Иван Калиныч и Проша подслушивают  разговор старухи-сказки и Автора (стр. 176-177)


3. Знакомство со сказкой.


- Иван Калиныч  решил устроить нам экзамен. Поэтому мы сейчас, не торопясь, подготовимся, чтобы не было стыдно. А для этого прочитаем очень внимательно сказку и разберёмся в ней. Первый раз будем  читать так: представьте, что эту сказку Далю рассказывает бабушка. Каждый из вас – Даль, вы будете слушать и записывать те слова, которые покажутся необычными. Что бы записал молодой образованный человек, слушая деревенскую старушку? А я постараюсь сыграть роль бабушки… (можно накинуть на плечи цветастый платок, изменить тембр голоса…)


А)Чтение сказки «У тебя у самого свой ум» (стр. 177-178)
Б) Лексическая работа.


- Чтобы мы смогли правильно разобраться в  записях, надо созвать группу «учёных-лингвистов», которые с помощью словаря Даля дадут экспертную оценку нашим суждениям. Несколько ребят (4) специально подготовились к этой работе. (Представляю этих ребят)
Ученики читают записанные слова и выражения. Предлагаю распределить их по темам или группам: глаголы, имена существительные, другие части речи, фразеологизмы, эпитеты.
Запись на доске.
Глаголы: повадился, мемекнул, оробеть, измочалил, привяжется, вытянул (хворостиной),плачется.
Сущ.: лопушник , плут.
Другие части речи: проворный.
Эпитеты: добрый человек, чистое поле, хворостина предолгая.
Фразеологизмы: кричать не своим голосом, отомнёт бока, нелёгкая понесла, раскидывай своим умом.
Ученики коллективно объясняют значение слов и выражений, учёные-лингвисты дают оценку этим объяснениям.


4. Чтение сказки учениками, анализ текста.


Вопросы:
1. Каково отношение автора к героям?
2. Чему учит сказка?
3. Кого учит?
4. Были ли у вас подобные ситуации, а у ваших друзей?
5. Какой литературный жанр вам напоминает эта сказка?
- А теперь вспомним задание Ивана Калиныча.(стр. 178)
На доске я выписала для вас несколько пословиц и поговорок, которые помогут вам справиться с заданием: подберите пословицу или поговорку, которая выразила бы смысл сказки.
Всем своего ума не вложишь.
Всяк своим умом живёт.


Ум имей хоть маленький, да свой.


Одна голова хорошо, а две лучше.
Голова у ног ума не просит.
Всяк умён: кто сперва, кто опосля.


5. Подводим итоги , творческая работа.


- Чему научились, о чём задумались, что стало важным после знакомства со сказками В. И. Даля?
- Выводы, которые прозвучали в ваших ответах, запишем в тетрадь. Я буду начинать формулировку, а вы продолжать:
1. Сказки В. И. Даля похожи на …(басни)
2. Они полны …(меткими народными выражениями)
3. Смысл каждой сказки Даля можно выразить   (пословицей или поговоркой)
- А теперь самое главное: каждый из вас должен представить себя в роли В. И. Даля и сочинить литературную сказку так, как сочинял он.
Давайте разделимся на 4 группы, каждая группа получает карточку-задание:
1 сторона. Подумай, чему будет учить твоя сказка? Кого будет учить? Какой урок извлечёт из твоей сказки читатель? Где будет происходить действие? Кто герои сказки?
2 сторона. – Под лежачий камень вода не течёт.
- Друзья познаются в беде.
- Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
- Ученье – свет, а не ученье – тьма.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Сделал дело – гуляй смело.
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

В конце урока дети читают свои сказки, вместе выбираем самые интересные, поучительные, захватывающие истории.


6 Домашнее задание.


Написать сказку в тетрадь  или на отдельном листе оформить как книжку-малышку  с текстом и рисунками. На следующий урок – выставка ученических книжек.

 

 
©Феоктистова Наталья Юрьевна
 

Вернуться в начало страницы