Урок внеклассного чтения. 6 класс.
Тема счастья в повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».


Цель: донести до учащихся нравственный аспект повести; продолжать отработку навыков  выразительного чтения и чтения по ролям, учить анализировать прочитанное произведение в целом.


Ход урока.


На доске записаны тема урока и вопрос для обсуждения: «Почему клад становится препятствием к счастью героев повести Н. В. Гоголя?»


1. - Замечательный русский писатель Н. В. Гоголь в своей первой книге «Вечера на хуторе близ Диканьки» поведал нам о жизни малороссийского народа, о его буднях и праздниках, мечтах, надеждах. Мы уже знакомы с несколькими повестями книги. Вы помните их названия? («Майская ночь…», «Ночь перед Рождеством» итд). Сегодня на уроке мы ещё раз встретимся с гоголевскими героями. Наш разговор пойдёт о повести «Вечер накануне Ивана Купала».
Впервые эта повесть была напечатана в 1830 году без подписи автора в журнале «Отечественные записки». Это была самая первая повесть, вошедшая в сборник «Вечеров…». В журнальном варианте она была озаглавлена так: «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала. Малороссийская повесть, рассказанная дьячком Покровской церкви». В основу сюжета повести положены украинские легенды и предания об Иване Купала. Эти предания связаны с народным календарём.


А) Доклад ученика.


В языческие времена главным летним праздником был день летнего солнцестояния(21-22 июня). многие поверья , связанные с ним, оказались потом приуроченными ко дню Ивана Купала. Крестьяне верили, что в ночь на Купалу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахарки спешили собрать их. В самую короткую ночь в году совершается великое чудо -  огненным цветком расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать этот цветок, то найдёт клад. Однако искать жар-цвет опасно, потому что в эту ночь в лесу веселится нечистая сила, которая может погубить человека.
Как и другие праздники, посвящённые солнцу, на Ивана Купалу катали горящие колёса. В этот день избавлялись от старых ненужных вещей, умывались росой, чтобы не пристала никакая болезнь, разжигали костры и прыгали через них, чтобы священный огонь очистил человека от всякой порчи.
- В книге «Всякой всячины» имеется запись Н. В. Гоголя: « Папороть ( по-русски папоротник): цветёт огненным цветом только в полночь, и кто успеет сорвать его, и будет так смел, что устоит против всех призраков, кои будут ему представляться, тот отыщет клад». (фрагмент фильма о празднике Ивана купала)
- Итак, откроем повесть… перед нами рассказ про «старинное чудное дело, от которого дрожь проходит по телу и волосы ерошатся на голове».
Главный герой, Пётр Безродный, добывает клад в полночь накануне дня Ивана Купалы. Но не приносит это богатство счастья. А почему? Почему клад становится препятствием к счастью? В поисках ответа на этот вопрос и будет состоять цель нашего урока, тема которого «Тема счастья в повести «Вечер накануне Ивана Купала». (запись темы урока в тетрадь)


2. Беседа по содержанию повести.


1) С каким героем раньше всего знакомит нас автор? Кто это такой?
(Это Басаврюк. Это не человек, а мистическое злое существо в человеческом обличие. Обращаем внимание на изображение Басаврюка. Он не главный герой повести, но его роль значительна.)


2) Чем страшен Б. жителям хутора?
(внешне: «всякого проберёт страх, когда нахмурит он , бывало, свои щетинистые брови и пустит исподлобья такой взгляд, что, кажется, унёс бы ноги бог знает куда…»; страшны его подарки: «Бог с ними с этими подарками! Но вот беда –отвязаться нельзя: бросишь в воду – плывёт перстень или монисто поверх воды, и к тебе же в руки…»; Басаврюк и в светлое воскресенье не ходит в церковь, «отец Афанасий объявил только, что всякого, кто спознается с Басаврюком, станет считать за католика, врага христианской церкви и всего рода человеческого».


3) В руках  Басаврюка оказывается Пётр Безродный. Как вы думаете, почему Петра так прозвали? Каким вы его представляете? Почему именно он попадает под влияние Басаврюка?
(Безродный – без рода, без семьи; Петр одинок, ему некому помочь, посоветовать, нет близких и родных людей рядом с ним. («Если бы одеть его в новый жупан, затянуть красным поясом, надеть на голову шапку из чёрных смушек с щёгольским синим верхом, привесить к боку турецкую саблю, дать в одну руку малахай, а в другую люльку в красивой оправе, то заткнул бы он за пояс всех парубков…»)


4)У Петра беда:  полюбилась ему дочь старого Коржа – Пидорка. Найдите портретное описание героини. У Гоголя необыкновенно выразительны портреты героев. ( со слов «была дочка-красавица…)


5) А как старый Корж относится к любви Петра и дочери? Давайте прочитаем об этом в тексте повести. («Одервенел Корж, разинув рот и ухватившись рукою за двери…)
- Корж – сухая лепёшка из пшеничной муки. Так и отец Пидорки сухой, чёрствый человек; он даже «одервенел», т.е. стал «деревянным, сухим»).


6) Почему старый Корж против любви молодых людей? Кто им помогает? А Пётр борется за своё счастье? Почему он отправляется в шинок? Кого там встречает? Давайте перечитаем диалог Петра и Басаврюка в шинке. (чтение по ролям со слов «Полно горевать тебе, козак..»)


7) почему так быстро смог уговорить Петра Басаврюк принять его помощь?
- Пётр потерял веру в свои силы. Он отчаялся, перестал верить в торжество добра и справедливости. Едва дождался он ночи. Вот и мы подошли к центральной сцене повести: Пётр срывает волшебный цветок папоротника. Давайте прочитаем вместе о событиях этой ночи. (. Обращаем со слов «Глядь, краснеет маленькая…» и до слов «Мёртвый сон свалил его…»). Обращаем внимание детей на то, что краски гоголя ярки, свежи. Мы зрительно представляем себе ночь, цветение папоротника, чувствуем тревогу и страх.


8) Какую же цену заплатил Пётр за найденный им клад? Принесло ли ему это богатство счастье? Найдите строки, в которых показано, что случилось с Петром. Сравните, каким он был, и каким он стал. (выборочно зачитать фрагменты текста)
- Пётр убивает Ивася, маленького брата своей возлюбленной, а вместе с ним и своё будущее, мечты о счастье.


9) Счастлива ли Пидорка рядом с любимым мужем? Как она изменилась? Прочитайте , как описана героиня в финальных частях повести? Какое последнее средство посоветовали люди, сжалившись над Пидоркой?
- «Жизнь не в жизнь стала Пидорке… но и прежней Пидорки уже узнать было нельзя.» добрые люди посоветовали ей обратиться к колдунье. Кольдунья помогла Петру вспомнить, какой ценой ему досталось богатство. Давайте перечитаем этот эпизод.


10) Что же случилось с Петром? Как изменилась дальнейшая судьба Пидорки?
- От Петра осталась лишь горстка пепла, а в мешках вместо червонцев – одни битые черепки. Оказалось, что деньги, богатство – это иллюзия, а преступление Петра – страшная правда. Живописность гоголевского слова здесь достигает поразительной силы: мы чувствуем страх, раскаяние героя.
- Не выдержав воспоминаний, Пётр «сгорел», тяжело ему было жить на белом свете: и клад он получил, и Пидорку в жёны тоже, но самого главного – счастья – обрести не смог. Нельзя быть счастливым, погубив жизнь другого человека. Пидорка дала обет идти на богомолье, стала монахиней: никто не слыхал от неё ни одного слова.
- Итак, теперь мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: почему клад, найденный Петром, стал препятствием к счастью?  (дети высказывают свои мнения) общий вывод записываем в тетрадь: клад был добыт через преступление, богатство превратилось в черепки, оказалось призрачным, привело к гибели героев. В повести звучит грустное раздумье о человеческом счастье.
Н. В. Гоголь приводит читателя к мысли л том, что счастье даруется только добрым, честным людям. В этом он близок к народному представлению о счастье, о добром человеке и честности, трудолюбии.
Вот и закончили мы чтение «Вечеров…» Н. В. Гоголя. Повести эти завораживали, заставляли художников писать картины, музыкантов – сочинять музыку. И вы, прочитав повести, нарисовали свои рисунки, дополнив яркую гоголевскую палитру. Яркость, праздничность, нарядность, многоцветье , но и справедливость , честность прозвучали в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя.


Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Мои любимые герои «Вечеров…».

 

 

 
©Феоктистова Наталья Юрьевна
 

Вернуться в начало страницы