Урок литературы в 7 классе.
Тема: «Прости нас, Юшка!» (по рассказу Андрея Платонова «Юшка»)


Цель: донести до учащихся нравственный аспект рассказа, попытаться научить не рубить с плеча, попытаться понять, почувствовать любовь и уважение к человеку, осознать необходимость сострадания и сопереживания.

Ход урока.
1. Краткий опрос.


- Андрей Платонович Платонов… На прошлом уроке я рассказывала вам об этом человеке, о его трудной писательской судьбе. Какие факты из его биографии вам запомнились? Вы прочитали рассказ о писателе в хрестоматии, ответьте на вопрос: можно ли Андрея Платонова назвать неравнодушным, небезразличным человеком?
(Да, А. Платонов был  очень искренним, очень честным человеком, верящим в победу красоты, добра, справедливости. Помните, на прошлом уроке я зачитывала вам слова А. Платонова: «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник.»)
- Вы заметили, что писатель не  говорит о том, что человек должен быть добрым, смелым, справедливым. У этого слова нет таких эпитетов! Почему? Как вы думаете?
( Для А. Платонова в слове  «человек» уже были заложены все высокие нравственные понятия: добрый, справедливый, милосердный. Раз ты человек, ты не можешь быть другим!)
- Один литературный критик о произведениях А. Платонова написал так: «По его тексту невозможно бездумно пробегать взглядом, скользить как по накатанному. Его нужно «пройти пешком», преодолевая сопротивление шаг за шагом. Каждое слово нужно прочувствовать в отдельности и в связи с другими словами…»
- А вам легко было читать рассказ?


2. Беседа – анализ.


- Ваше домашнее задание было таким: подумать, какое из высказываний, записанных вами в тетрадях, вы бы взяли эпиграфом к рассказу «Юшка»?


Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
                           Б. Л. Пастернак

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все близкие мои
Бросали бешено каменья.
М. Ю. Лермонтов

Я счастлив счастьем, мне чуждым,
И грустен горестью чужой,
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.
И. Суриков

Человек определяется тем,
Каков он наедине со своей совестью.
О. Волков

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
М. Ю. Лермонтов


(Выбираем эпиграф к уроку)
- Мы выбрали эпиграф к уроку, но вы, наверное, заметили, что на доске не записана тема урока. Это не случайно. Я хочу, чтобы в ходе нашего диалога вы сами сформулировали тему нашего урока.
- Какие вопросы возникли у вас по ходу чтения рассказа?
- Итак, герой Платонова живёт в этом городке давно. Его знают все жители. Каким же видят Юшку эти люди? Что они знают о нём? Что думают?


( Обобщение: перед нами старый на вид человек (40 лет), слабый, больной. Автор намеренно подчёркивает его внешнюю неприметность. Портрет зачитаем. Он долгие годы носил одну и ту же рубаху, напоминающую рубище. И стол его более чем скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Подручный у кузнеца, он и работу выполняет незаметную для посторонних, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузнецу и последним покидает её, так что старики сверяют по нему начало и конец дня. Для всех жителей Юшка – человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его они и вспоминают, браня детей: вероятность стать таким, как Юшка, звучит в их словах как укор, возмездие за шалости и прегрешения. Наконец, который год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё, что сказали бы о нём жители города.)
- А что не знает о нём никто? Каким никогда не видят Юшку?


(Обобщение: уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав,  голосу рек, пению птиц, веселью жуков, стрекоз, кузнечиков – живёт одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым (кажется, и болезнь отступила). Но Юшка не просто отдыхает на природе, главная его цель – навестить девочку-сиротку, это к ней он спешит каждое лето, кормит её с детства, никогда не ест сахара, чтобы она его ела. Вот это сокровенное для Юшки неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего-навсего Юшка!
- Помните, зачитывая строки, описывающие внешность Юшки, мы услышали такие слова: «глаза же у него были белые, как у слепца».  Слепец, который видел всё, видел сердцем. Как млжно назвать такое всевидящее сердце?   (Зрячее сердце.)
- А жители городка? Ведь они зрячие, но какое у них сердце? (Слепое)


- Запись в тетрадь.

Юшка – «слепец» со зрячим сердцем, жители – зрячие со слепым сердцем. Потому-то они и не видят подлинного Юшку, всякий считает себя в праве упрекнуть его за «безответную глупость», кинуть в него камень (в прямом смысле слова), жестоко ранить словом.
- Как жители называют его? («Урод негодный», «божье чучело», «блажной непогожий». Словом, как сказал столяр, «забраковали» его люди.
- Но как же тогда понять Юшкины слова в разговоре с Дашей: «Меня народ любит!»? Тогда почему же люди потешаются над Юшкой и жестоко мучают его? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав? Чтобы правильно ответить на эти вопросы, мы разделимся по рядам и подумаем над прозвучавшими вопросами применительно к эпизодам.( Задания можно вывести на интер. доске и открыть классу непосредственно перед работой по группам)


1. Встреча Юшки с детьми.
- Что влечёт детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на них?


2. Встреча Юшки со взрослыми.
- Почему и взрослые обижают его? Почему и их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?


3. Юшка и весёлый прохожий.
- Чем помешал Юшка весёлому прохожему? Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?


(1. Дети не дают Юшке проходу, донимая его криками, ударами, бросая в него камни и сор. Но отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Они ждут естественной, нормальной реакции – зло в ответ на зло. Для них зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Юшка радостно откликается на радость детей, он рад от сознания своей нужности. Он понимает, что дети не виноваты в том, что в их жизни нет добра.


2. Взрослые тоже вымещают на Юшке «злое горе и обиду», лютую ярость сердца. Они не могут простить Юшке его непохожести, молчаливой кротости. «Будь как все», - вот чего они требуют от Юшки.


3. Встреча с весёлым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный  Юшка не молчит, возражает обидчику.)
- О чём нам говорит А. Платонов этими словами?( Каждая человеческая жизнь неповторима, любой человек ценен)
- Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чьё – то слепое сердце прозрело, пусть не надолго.

Вспомните слова столяра.( Сформулировать тему урока.)


- Почему же после смерти Юшки «жить людям стало хуже»?
(К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздаётся должное тому, кто неустанно дарил миру добро. Но , по Платонову, добро, любовь не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Прошли годы, в городе давно забыли Юшку, но все знают добрую докторшу, утоляющую чужое страдание и горе. Её , сироту, Юшка взрастил и выучил, любил больше всего на свете.
- Каково же последнее упоминание о Юшке в рассказе? (докторшу называют «дочерью доброго Юшки»).


3. Вывод.


Подводя итог нашему диалогу, я хочу, чтобы вы поняли, что добро прорастает и даёт свои плоды. «Так всякое доброе приносит и плоды добрые», - говорится в Евангелии. Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие. Вслушайтесь и почувствуйте слова А. П. Чехова» «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
А закончить урок я хочу словами, начертанными на могиле другого доброго человека – замечательного доктора Ф. П. Гааза: «Спешите делать добро, пока не стало поздно».


4. Домашнее задание.


- Записать свои размышления «Как я понимаю слова сочувствие и сострадание?
- Прочитать сказку «Неизвестный цветок», подумать над вопросом: « Чего общего между Юшкой и неизвестным цветком? Ради чего живут платоновские герои?»

 

 
©Феоктистова Наталья Юрьевна
 

Вернуться в начало страницы