Урок-путешествие по  повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 8 класс.
Тема : «Пушкин-историк и его герой – рассказчик  Пётр Гринёв».


Цель урока:

познакомить учащихся с историей, увиденной глазами Пушкина; создать условия для постижения особенностей «пугачёвщины», углубить представления ребят о вопросах чести, долга, любви.


Оборудование:

портреты А.С.Пушкина, иллюстрации к повести «Капитанская дочка», мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, высказывания об историческом романе.
«Исторический роман – это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь»
В. Ян
« Берясь за историческую тему, писатель не порывает с современностью»
К.Г. Паустовский


Ход урока.


1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
2. Выступление учеников у доски с использованием  мультимедийной  презентации.


1-й ученик:


1 декабря 1825 года Александр Сергеевич Пушкин тайно выезжает в Петербург  с подложными документами, но  возвращается в Михайловское. По словам современников,  его заставили вернуться «дурные приметы»: перебежавший дорогу заяц и встретившийся поп. (Слайд 1)


1825г. 14-е декабря. Восстание в Петербурге. Вот что написал Пушкин, узнав об этом:    « А вот каковы бы были последствия моей поездки. Я рассчитывал поехать в Петербург поздно вечером, чтобы  не огласился слишком скоро мой приезд, и, следовательно, попал бы к Рылееву прямо на совещание 13 декабря. Меня приняли бы с восторгом; вероятно, я попал бы с прочими на Сенатскую площадь…» (Слайд2)


2-й ученик:


14 августа 1826 года. А.С. Пушкин писал Вяземскому: « Ещё-таки  я надеюсь на коронацию (речь идёт о том, что в коронацию Николая I  будет  произведена амнистия заключённым): повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна».


1-й ученик:


После того, как Пушкин узнал о восстании декабристов и об их участии, о чём он ни думал, ни писал, мысль о «друзьях, братьях, товарищах» владела им неотступно. Потрясённый этим, поэт  обратился к истории своего народа, к теме народных восстаний. Именно в это время рождаются его «Песни о Стеньке Разине», знаменитое послание «В Сибирь».
В июле 1833 года  А.С. Пушкин обращается с просьбой к властям об отпуске.
А  17 августа отправляется из Петербурга в Москву, что было началом путешествия в Казанскую,  Симбирскую,  Оренбургскую  губернии – по местам пугачёвского восстания (показывает на карте - слайд 3).


2-й ученик:


Сначала Пушкин посетил Нижний Новгород, а 5 сентября он останавливается в Казани.
Пушкин писал Наталье Николаевне: «Я в Казани с пятого, и до сих пор не имел время тебе написать. Сейчас еду в Симбирск…» (показывает на карте - слайд 4)


1-й ученик:

(читает из «Капитанской дочки»)
« Отец мой  Андрей Петрович Гринёв в молодости своей  служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился…»


Учитель:


Мы с вами проследим путешествие Пушкина и его героя Гринёва, найдём в них общее и постараемся понять реальность.
Повесть «Капитанская дочка» написана от лица Петра Андреевича Гринёва, который и является главным героем наряду с Пугачёвым.


- Куда решил отправить отец своего сына Петрушу Гринёва?
(Когда Гринёву исполнилось 17 лет, батюшка его решил, что пора ему на службу. Он написал письмо своему другу и, отдавая его, сказал сыну: « Вот тебе письмо к  Андрею Карловичу, моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».)


Учитель:


Пушкин в Оренбурге (показывает на карте):
- «Пушкин прибыл нежданный и нечаянный, и остановился в загородном доме у военного губернатора В.Перовского, а на другой день перевёз я его оттуда, ездил с ним в историческую Бердинскую станицу, толковал, сколько слышал и знал местность, обстоятельства осады Оренбурга Пугачёвым…»В И. Даль «Воспоминания о Пушкине»


     3. Беседа:


- А что ожидало в Оренбурге Петра Гринёва? Зачитайте.
( «Приехав в Оренбург, я прямо  к генералу явился…»)


- Гринёва не оставили даже в Оренбурге, а направили в крепость. Где она находилась?


(Ученики находят в тексте и читают: «Час от часу нелегче! Куда это меня завело? В полк и в глухую крепость на границу киргиз – кайсацких степей!»  «Белогорская крепость  находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога  шла по крутому  берегу Яика».)


- Давайте проследим, как жизнь готовила Гринёва к встрече с Пугачёвым?


(Детские и юношеские  годы Гринёва. Жизнь в отцовской усадьбе. Отец, в котором уживались высокое представление о долге, презрение к карьеристам, искреннее радушие и замашки крепостника: мягкая,  безвольная мать и преданный, но недалёкий Савельич – вот окружение Петруши.)
- Выросший на деревенском приволье, вдалеке  от губительных нравов светского общества, Гринёв научился непредвзято судить о людях, невзирая на их общественное  положение. Патриархальный быт, мягкость матери развили в Петруше мягкость, совестливость. (Слайд 5)


- Меняется ли Гринёв, когда уезжает из родного гнезда?


(Да, меняется. Самостоятельная жизнь – это утрата иллюзии. Первый удар – Петрушу  отправляют в армию, а не в «весёлый» Петербург. Потом вместо крепости - деревушка.)


- Как выглядела эта крепость? Что ожидал увидеть Гринёв и что он увидел на самом   деле?


(Ученики зачитывают:  «Мы ехали довольно скоро. «Далече ли до крепости?» - спросил я у своего ямщика.  «Недалече – отвечал он. – Вот уже видна». Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал: но ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором…»
Вместо сердитого начальника Гринёв встречает коменданта  в колпаке и в китайчатом халате, вместо войска – инвалидов.)


- Здесь Гринёв знакомится с офицером Швабриным и позднее между ними состоится поединок. Из-за чего? (Слайд 6)
- Дуэль Швабрина с Гринёвым – героический поступок или нет?


(    С точки зрения простых людей,  это «смертоубийство». И сам Гринёв приходит к выводу, что дуэль,  даже из самых лучших побуждений, не делает чести дворянину. Гринёв с иронией повествует в первых главах повести о «грехах и заблуждениях своей молодости».)


- Что открыла  Гринёву жизнь в Белогорской  крепости?


(Жизнь в Белогорской крепости открывает для него красоту простых,  добрых людей. Беседы с милыми, простыми людьми, занятия литературой и любовь к Маше Мироновой – вот истинная жизнь Гринёва.)
- Таким предстаёт Петр Андреевич накануне грозных событий. Прежде, чем  ввести исполинскую фигуру Пугачёва, автор даёт нам возможность проникнуть в душу и мысли Гринёва.
«Капитанская дочка» - реально-историческая повесть. Пушкин умело, на примере одной судьбы  показал громадное историческое значение пугачёвского бунта.


- Что рассказывает автор о положении  Оренбургской губернии?


(Ученики читают :  «…Несколько слов о положении,  в котором находилась Оренбургская губерния в 1773 году. Сия обширная и богатая губерния обитаема была множеством полудиких народов, признавших ещё недавно  владычество российских государей. Их поминутные возмущения, непривычка  к законам и  гражданской  жизни, легкомыслие и жестокость требовали со стороны правительства непрестанного надзора для  удержания их в повиновении…»)


- Пугачёв – центральный герой второй части повести. Но ведь мы встречаемся с Пугачёвым почти в самом начале повести. Каковы первые впечатления Гринёва о встрече с ним?


( «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.  В чёрной бороде его показывалась проседь; живые глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.  Волосы были обстрижены в кружок…» (Слайд 7)
- Первая встреча с ещё неизвестным никому Пугачёвым и решила судьбу Гринёва.
А мы вернёмся  к путешествию Александра Сергеевича.
В.И.Даль писал: «Мы с Пушкиным поехали в Берды (недалеко от Оренбурга), бывшую столицу Пугачёва». После Берды Пушкин посещает станицы на  реке Урал (показывает на карте – слайд 8).
Останавливается в Уральске. Он как раз побывал в тех местах, которые потом описал в повести. Где-то там и стояла крепость, в  которой произошло сражение с «пугачёвцами».


-  Каковы ощущения Гринёва накануне сражения?


( «С грустью разлуки  с Машей сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей.  И чувство благородного честолюбия».)
- Крепость захвачена, Гринёв остаётся жив лишь потому, что когда-то отдал свой тулуп Пугачёву, Маша жива благодаря обману. Гринёва отпускают, и он уезжает  в Оренбург. Был и второй случай, когда  милостью бунтовщика Гринёв не только  выручил любимую из плена Швабрина, но и  благополучно отправил её к своим родителям. Как это случилось?
(По дороге он встретил Зурина – давнего знакомого. Пётр Андреевич решает остаться в войске  императрицы.)


- Что это? Порыв благородства,  заложенное в нём  чувство долга или вина, что крепость сдана?


( «…долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы…»)
- Но Гринёв арестован и привезён в Казань. Пушкин писал Наталье Николаевне из Казани: «Здесь я возился со стариками, современниками моего героя, объезжал окрестности города,  осматривал места сражений, расспрашивал. Записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону». (Показывает на карте – слайд 9)
- Чем заканчивается повесть Пушкина?
(Повесть заканчивается  оправданием Гринёва. Он не был предателем, просто в очередной раз  в повести затрагивается тема «судьбы». Малейшая случайность может  повлиять на всю дальнейшую жизнь человека. )


- Кто спас Гринёва от несправедливого наказания?


(Маша Миронова  встретилась с императрицей и смогла ей всё рассказать. Как велика любовь этой простой девушки,  готовой на бесстрашные поступки  ради любимого человека! (Слайд 10)
- Путешествие Гринёва закончилось там же, где и началось,  «.. вскоре Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство  их благоденствует в Симбирской губернии». Пётр Андреевич видел казнь Пугачёва. Думаю, это оставило в нём чувство глубокой  грусти. (Слайд 11)


- Почему? Что привлекало этих героев друг в друге?


(Справедливое  отношение к людям, благородство души, искренность. Гринёв сочувствовал Пугачёву.)
- Это можно  сравнить и с ощущениями Пушкина. Он  очень интересовался «историей Пугачёва», отдав много времени исследованию пугачёвского восстания и посвятив много строк этому человеку-глыбе.
Пушкин закончил своё  путешествие в Болдино,  привёл записи в порядок. (Слайд12)
Мы сравнили два путешествия. Одно – реально произошедшее – путешествие Пушкина. Второе, воплощенное в повести, - путешествие Гринёва.
Они похожи, происходят в одних  в одних и тех же местах и отражают историческую быль, которую  мы с вами через много лет легко узнаём.
Александр Сергеевич не только великий поэт, писатель, но и замечательный историк. В очередной раз мы убедились в этом, прочитав «Капитанскую дочку».


Домашнее задание:

подготовить материалы к сочинению по повести.

 

 
©Феоктистова Наталья Юрьевна
 

Вернуться в начало страницы