Урок – лекция в 10 классе по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Тема: «К тайнам романа М. Ю. Лермонтова через Библию.  Для чего живёт человек?»


1. Лекция учителя.


В «Герое нашего времени» можно найти много нового и интересного, раскрыть «тайны» этого романа, если вооружить себя знанием Библии.
Если лирика Лермонтова устремлена ввысь, то «Герой нашего времени» - произведение, где и имени Бога не встретишь.
Лирика исповедальна, личностна, в значительной степени автобиографична. Описывая движения своей души, поэт, всматриваясь и вслушиваясь в ритм Вселенной, свидетельствовал: «И звезда с звездою говорит».
Не то в «Герое нашего времени»! Лермонтов изобразил Печорина как очень несчастного человека, который не понял своего предназначения и по пустякам растратил себя.


А) - Обратимся к Библии.

Посмотрим, что она говорит нам о предназначении.  По Библии каждый человек рождается с определённой целью, и за время, отведённое ему, он должен выполнить то, что ему надо сделать. Чем раньше каждый из нас сумеет понять смысл своего бытия, тем успешнее начнёшь реализовывать личную программу.

Личность тем грандиознее, чем больше целей для земной жизни.

Так Иоанн Предтеча (Креститель) явился в мир вот для чего (по Библии):
«И многих сынов Израилевых обратит он к Господу Богу; и предыдет перед ними в духе и силе Илни, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокорливым образ жизни праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». (Репродукция картины Иванова «Явление Христа народу») Именно  таким изобразил его А. Иванов в своей картине.
В Евангелии чётко проходит мысль о предназначении Иисуса Христа:


«Мне должно делать дела Пославшего меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать; доколе я в мире, я свет миру».


Поняв своё предназначение, человек не сворачивает с избранного пути. Реализовав себя, он переживает чувство удовлетворения,  в малой степени похожее на то, что испытал Иисус Христос.

« Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил мне исполнить».


Б) -Трагедия всех «лишних людей»

в том, что они не поняли своего предназначения, не потрудились понять такое, как «труд души», это было чуждо их изнеженным натурам. Слишком они любили «прогулки, чтенье, сон глубокий, Ночную тень, журчанье струй…».(«Евгений Онегин»)
С этой точки зрения, роман «Герой нашего времени» - поучительное произведение, несущее зёрна библейской мудрости.
Обычно люди, совершая свои жестокости, испытывают при этом своего рода удовольствие. Печорин не только страдающий эгоист, но и страдающий злодей, при это он недоумевает, отчего так плохо складывается его жизнь.


«Воспитанье ли меня сделало таким, Бог ли меня создал, не знаю, знаю только то, что если я причиняю несчастия другим, то и сам не менее несчастлив».


- Рассуждения Печорина о скуке, о том, что на Кавказе ему «стало скучнее прежнего». Детски наивный Максим Максимыч , которому непонятно это состояние души, с младенческой простотой спрашивает: « А всё, чай, французы ввели моду скучать?». Максим Максимыч – человек из народа. Для него этот духовный недуг – нерусское явление. И когда спустя несколько лет при встрече с Печориным на свой вопрос «- Ну что? В отставке? ..как?.. Что поделывали?» - слышит привычное «скучал!" и произнесённое с чувством вины : «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч…», то недоумению и конфузу его нет предела.


Печорин скитается.

Близок ли этот вид бытия паломничеству? Думается, что нет. Ведь паломников прежде всего интересуют святые места. Их цель – поклониться святыням, увидеть их с близкого расстояния. У Печорина нет ничего святого. Он больше похож на перекати – поле, чем на паломника.
Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дубовый листок».


Печорин болен пустотой души, которая (душа) у всякого нормального человека е го времени была занята Богом. Все «богозаменители» - женщины, друзья, опасности – лишь попытка заполнить ваккум. Одной из кульминаций, разъясняющих странности в характере героя, являются ночные записи перед дуэлью. Находясь перед неизвестностью, человек терзается тем, что «день грядущий» ему готовит? Но и здесь Печорин не похож на других. Дневниковые записи начинаются мстительными интонациями в адрес Грушницкого, которому «мистификация не удаётся». Печорин предвкушает момент, во время которого он будет отыскивать на бледном лице своего врага признаки страха. И лишь потом, насладившись придуманной им картиной, он даёт точную причину своих несчастий: бесцельность жизни как результат лености души:

«Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение высокое, потому что я чувствую в моей душе силы необъятные; но не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей, пустых и неблагодарных».


Случайно ли Лермонтов вкладывает в уста своего впервые раскаявшегося героя слова страсти, с которой такую решительную и победоносную борьбу вели русские праведники? Став рабом страстей, Печорин подчинил им волю свою. Поэтому православие так высоко ценит свободу от страстей. Проблески покаяния прослеживаются в преддуэльных дневниковых записках, которые могли бы быть для Печорина последними. Но герой поверхностен в своих самооценках.
Настоящего раскаяния нет, потому что истинное покаяние – это самосуд, самоистязание, но и самозапрет жить по-старому. Очищение, выздоровление может произойти только через покаяние - краеугольный камень этического учения Христа. «Смирение паче гордости».

Этого-то смирения и недостаёт лермонтовскому герою. У него целый набор антихристианских качеств: гордыня, честолюбие, отсутствие кротости, милосердия, незлобивости.

 Он не сумел распорядиться данным ему талантом. Библейская притча о зарытом таланте поможет раскрыть характер Печорина.
Читателю понятно, почему Печорин едет в Персию. Но почему Лермонтов мельком говорит о его смерти, как о чём-то маловажном? «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер». Автор проявил тут большой нравственный такт, высказал и однозначное к нему отношение: с Печориным уже всё произошло! Смерть не вносит никаких новых сведений о его растраченной впустую жизни. Ему незнакомо чувство раскаяния. А ведь раскаяние – это не только осуждение своего поступка, это и воля к тому, чтобы воспитать в себе качества, отвечающие предназначению человека: быть образом и подобием Божьим.


В Евангелии непрерывно звучит тема самоусовершенствования. Это такой стиль жизни, когда идёт непрерывная работа над собой, над чистотой «горницы своей» – души. Печорин допустил ошибку, которую совершил его далёкий библейский предок. В «Притче о безумном богаче» дана резко негативная оценка жизни человека, который хотел построить свою жизнь на 4-х глаголах: покойся, ешь, пей, веселись. Эта притча напоминает о содержательной стороне жизни, о неумолимом беге времени и о том, что на 4-х глаголах жизнь не построишь. «Душа обязана трудиться/ И день и ночь, и день и ночь. (Н. Заболоцкий)


Домашнее задание. Работа над сочинением.

 

 
©Феоктистова Наталья Юрьевна
 

Вернуться в начало страницы