Урок-дискуссия по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».


Тема: Философско-этические проблемы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роль библейских глав. (Тема совести, добра и зла в романе.)


Цель урока: «погружение» в роман – размышление о нравственных категориях (о добре и зле, совести и трусости, любви и ненависти ).


Эпиграф к уроку:       
Пусть зло во все века сильней,
Но доброта неистребима,
Идёт безвестным пилигримом
Она дорогою своей.                   С. Виленский


Каждому будет дано по его вере.
Да сбудется же это!..                   М. А. Булгаков

Ход урока.


1. В начале урока учитель приглашает консультантов (2-х учеников) и секретаря (из учеников), задача которого записывать (только интересные) вопросы и ответы учащихся.


Вступительное слово учителя.
- Прочитана последняя страница романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вы закрываете книгу, испытывая самые разные чувства. Кто-то удивление, кто-то разочарование, а кто-то потрясение. Но нет сомнения в том, что ни один из вас, прочитавших этот роман, не остался к нему равнодушным. Об этом говорят ваши многочисленные вопросы по роману, которые вы подготовили к этому уроку. Сейчас мои консультанты прочитают эти вопросы всему классу.
(Консультанты поочерёдно читают вопросы учеников, заранее разграничив их по темам.)


После прочтения вопросов предлагаю ребятам остановиться на некоторых из них, объединив их в одну тему: «Тема совести, добра и зла в романе» . Остальные вопросы можно отложить на следующий урок по роману «Мастер и Маргарита».


2. Беседа, составленная по вопросам учащихся.
- С каких глав (страниц) лучше начать разговор на данную тему? Почему?(С первых глав. Здесь завязывается спор двух литераторов на Патриарших прудах о существовании Бога.
Воланд: если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой?
Иван Бездомный: сам человек и управляет.)


- Итак, Бог или человек управляет своей судьбой?
(Ученики спорят, высказывают свою точку зрения.)


- А как автор романа отвечает на этот вопрос или он остаётся открытым?
Консультант:
- Дальнейшее развитие сюжета опровергает этот тезис, раскрывает относительность человеческого знания, зависимость человека от тысячи случайностей.(Например, нелепая смерть Берлиоза.)


- А если жизнь человека состоит из случайностей, то может ли он ручаться за свой завтрашний день, за своё будущее, отвечать за других? (ученики размышляют вслух, отвечают на данный вопрос)


- Что же является истиной в этом мире? (Булгаков, чтобы ответить на этот вопрос, обращается к теме Христа. 2-я глава в романе появляется несколько раз, словно пронизывая роман. Это «ключ» к роману.)


- Почему именно к теме Христа обращается автор? (Булгаков писал свой роман в 30-е годы. В мире хаоса, переоценки духовных ценностей образ Иешуа становится высшим нравственным идеалом для человека. Иешуа указывает путь к добру, миру, любви, милосердию.)


- Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории или они изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти? (учащиеся отвечают на вопрос, высказывают собственное мнение)


- Обратимся к образу Иешуа. Каким вы увидели его в романе?
(Жизненен, осязаем. Впечатление, что это обычный смертный человек, по-детски доверчивый, наивный, но вместе с тем мудрый, проницательный. Слаб физически, но силён духовно. Ни побои, ни наказания не могут заставить его изменить своей вере в преобладание доброго начала в человеке, в «царство истины и справедливости».)


- Назовите основную черту характера Иешуа.
(Милосердие. Жалеет своего судью Пилата, страдающего от головной боли; умирая на кресте, он просит стражника дать попить  распятому рядом с ним разбойнику.)


- В чём сила Иешуа? (В его бескомпромиссности, в его верности самому себе.)


- А сейчас настало время обратиться к эпиграфу романа.
Консультант (читает эпиграф и задаёт вопрос): « … так кто же ты , наконец? – Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает блага…» (Гёте «Фауст»)


- Как понять эпиграф к роману? Какова его роль здесь?
(Воланд, проникая в сердце каждого человека, воздаёт ему именно по делам его, подтверждая тем самым справедливость слов Гёте о себе как о части « той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».)


- Добро и зло – две категории, противостоящие друг другу. Как вы их понимаете? Как это показано в романе? (ответы учащихся; Христос – апофеоз добра, зло – искажение, перерождение добра, как и Воланд – падший ангел)


Консультант: А теперь послушайте героев романа(возможен и просмотр эпизода из худ. фильма «Мастер и Маргарита»)


Воланд Левию Матвею: «Не будешь ли ты так добр подумать, что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла? И как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?


Иешуа  же убеждён, что злых людей на свете нет, и даже свирепый Марк Крысобой тоже добрый человек.(просмотр эпизода из худ. фильма «Мастер и Маргарита»)


-Кто, по вашему мнению, прав? А какова точка зрения самого автора? (ответы учащихся)


-Если Воланду ненавистно милосердие, то почем в романе он по крайней мере три раза проявляет милосердие? (Первый раз в Варьете, когда женщина просит вернуть голову Бенгальскому, затем Воланд прощает Фриду, в третий раз он проявляет милосердие, прощая Понтия Пилата.)


- Даже Воланд убеждён, что именно на милосердии, добре, честности построен мир. А какие ещё нравственные категории, критерии оценки человеческой личности вам известны? (Совесть, трусость, гордость, свобода)


- Что такое совесть? На какое место вы поставили бы совесть среди других нравственных категорий? ( Я бы на первое.)


- Как этот вопрос, вопрос совести, прослеживается в романе? (в повествовании о Понтии Пилате)


- Почему Понтий Пилат выбирает второй путь? Почему он не отменил решение о казни Иешуа? Мог ли он это сделать? (трусость перевесила совесть)


- Трусость – это самый страшный порок? (да)


- Трусость со стороны Понтия Пилата, откуда она? (Пилат стоял перед дилеммой: сохранить свою власть, даже, может быть, жизнь или спасти философа Иешуа)


- Какое наказание он получил за свою трусость?


Ответ-вывод (записывается в тетрадь): Иешуа, не желающий спасти свою жизнь ценой даже малейшей лжи, должен умереть. Га-Ноцри ни разу не отступил от истины, от идеала (совести) и потому заслужил свет. Он сам есть идеал – олицетворение совести человека. Трагедия героя в его физической гибели, но он одерживает моральную победу.
Пилат мучается почти две тысячи лет. Совесть не даёт ему покоя. Побеждает трусость, но и двенадцать тысяч лун длится его мука, трудно ему жить с больной совестью. И в финале, прощённый, он бежит по лунной дороге, чтобы «разговаривать с Га-Ноцри». Побеждает совесть в человеке, и только тогда обретает он покой.
По мнению писателя, самый большой человеческий порок – трусость, боязнь из соображения карьеры, стремления сохранить привычный удобный уклад жизни поступить против веления голоса совести, главной нравственной опоры человека.


- В чём смысл финала романа? ( каждый человек ответственен за свои деяния, и, прежде всего, человек, наделённый властью, ответственен за всё, происходящее вокруг)


- Какие ещё нравственные пороки разоблачает автор в своём романе с помощью Воланда? (ответы учащихся: жадность, бесстыдство; сцена в Варьете, бал в «нехорошей квартире» - это парад низких страстей: отравители, доносчики, предатели, убийцы, развратники дефилируют перед Маргаритой)


- Писателя тревожат вопросы: Что есть истина ? Следование государственным интересам или ориентация на человеческие ценности? Как появляются предатели, клеветники, конформисты? Как автор отвечает на эти вопросы? А как бы ответили вы? (30-е годы. Что значит личность в стране? Ничего! Беспощадно ущемлялось человеческое достоинство. Это порождало страх, подозрительность, недоверие, покорность, трусость. В романе мир мещанства ничтожен и мелок. Автор высмеивает тех, кто отступил от добра. Это Стёпа Лиходеев, Римский, Варенуха, Н. И. Босой, Поплавский, Алоизий Могарыч, буфетчик и многие другие. Как ни странно, хорошо людям было только в психиатрической клинике. Власть над человеком – нелепость, она уничтожает человека в человеке!)


- Почему в романе именно Воланд обличает нравственные пороки? Какую роль в романе отводит ему М. А. Булгаков? ( Воланд – дух иронии, сомнения и отрицания. Мир всевидящему открыт без прикрас и грима. Иронический взгляд Воланда близок автору. рассматривает человека и человечество с определённой дистанции – культурной, временной, выявляя несовершенное в них.


Жизнь – борьба противоположностей. День и ночь, свет и тьма, добро и зло сходятся вместе. Добро может стать злом… преступив грань (вспомните Раскольникова)


Воланд высмеивает, уничтожает всё, что отступило от добра, развратилось, утратило идеал. Он выверяет, что нетленно и вечно и что должно погибнуть. Меру зла, порока, корысти он определяет мерой добра и истины. Равновесие восстанавливается и этим служит добру.


Воланд помогает понять, есть ли в людях нравственная опора, способная противостоять соблазну. Воланд – «та сила, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». «Воланд - палач порока, карающий меч.» (Лакшин) Иешуа – вера в добро, в человека, готовность прощать.


3. Итоги урока.
Урок наш подходит к концу, но неисчерпаемы страницы романа М. А. Булгакова. Автор заставляет нас возвращаться к ним вновь и вновь, заставляет задуматься над вечными вопросами бытия. Это роман многоразового прочтения. Я надеюсь, что вы ещё не раз вернётесь к его страницам, и с каждым новым прочтением для вас станет одной тайной, загадкой меньше.


А на следующем уроке мы поговорим о том, что же может противостоять стихии жизни? На этот вопрос автор отвечает, развивая вторую сюжетную линю романа «Мастер и Маргарита». Поэтому , готовясь к следующему уроку, ответьте на вопросы:
1. Что же может противостоять стихии жизни?
2. Наказаны ли пороки в романе?
3. В чём главная идея романа? (на этот вопрос необходимо дать письменный ответ)

 

 
©Феоктистова Наталья Юрьевна
 

Вернуться в начало страницы