Урок русского языка в 6 классе. Неопределённые местоимения.


Знать: об отличительном признаке неопределённых местоимений (неопределённости), образовании неопределённых местоимений, написании.
Уметь: находить неопределённые местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с не.
Ход урока.


1. Орфографическая диктовка.


О страстном стремлении к победе, пробираешься по узкой тропинке, расположить на ветхой террасе, участвовать с ними в шествии по городу, поразительная чистота воды, восхищаться им, узнавать о нём, обменяться с вами мнением, добавлять ему, становиться сами собой, упрекать их, изменить мнение о нём.
Задания:
- назовите начальную форму местоимений, определите их  разряд; найдите устойчивое сочетание с местоимением, объясните его значение; - подберите синоним к слову ветхий; подберите 1-2 глагола, строение которых соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание;
- выделите корень в прилагательном поразительная, подберите и запишите 2-3 однокоренных слова.


2. Работа с текстом. (текст выведен на доске)


«На яхте»  А. Коваль
Однажды куда-то на яхте откуда-то кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки, о чём-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый в зелёные волны нырял.
И ветер , почти незаметный, чуть-чуть паруса надувал.
Вопросы к учащимся:
- как говорит автор о том, кто плыл на яхте, о чём кричали чайки, какие люди встречали их и пр.?
После повторного чтения четверостишия учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях: кто-то поплыл, какие-то чайки, кричали о чём-то, какой-то дельфин.
- Почему выписанные словосочетания создают впечатление загадочности, таинственности? (они не дают конкретного представления о предмете, признаке и пр.)
Учитель называет тему урока, обращает внимание школьников на написание через дефис данных местоимений с суффиксами -то, - нибудь.


3. Знакомство с теоретическим материалом учебника.


Учитель сообщает учащимся, что местоимение некто употребляется только в именительном падеже, а нечто – в именительном и винительном.
Вопросы к классу:
Перечислите неопределённые местоимения, почему они так называются?
Какие из них изменяются по падежам, какие по родам и числам?
Какое местоимение имеет форму только именительного падежа? А именительного и винительного?
Работа с таблицей учебника.
Вопросы к учащимся:
- От каких местоимений образуются неопределённые местоимения?
- С помощью каких морфем? Как они пишутся с данными морфемами? С приставкой не?
Чтение правила «Правописание неопределённых местоимений» (орф. № 43).


4. Запись под диктовку.


Учащиеся должны подчеркнуть неопределённые местоимения как члены предложения, графически объяснить их написание. Комментарии ранее изученных орфограмм.
1. По тёмному небу золотым узором звёзд написано нечто торжественное. (М. Горький) 2. Перед костром сидело несколько человек. 3. Вдруг раздались чьи-то шаги. 4. Кто-то постучал в дверь. 5. К кому-то принесли от мастера ларец.(И. А. Крылов).6. Что-то прошелестело рядом, кто-то прошёл невидимый. (К. Паустовский) 7. Какой-то непонятный звон слышен в лесах. (К. Паустовский)


5. Домашнее задание.

Чтение параграфа учебника, выполнение упражнений или тестовых заданий.