Тестовое задание для 9-х классов в формате ГИА

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.

(1)Интересно проследить траекторию неминуемой встречи предназначен-ных друг

другу людей. (2.)Иногда такая встреча происходит как будто без особых уси-лий судьбы,

следуя естественному ходу событий, скажем, люди живут в одном дворе или ходят в одну школу.

(3.)Эти трое мальчишек вместе учились. (4.)Илья и Сашка – с первого класса. (5)Мишка попал к ним позже. (6)Все трое в школе занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к же-стокости. (7)Сашкино положение было худшим. (8.)Он учился в музыкаль-ной школе, играл на пианино, и многие видели, как он с бабушкой следовал по улице Чернышевского – бывшей и будущей Покровке – в музыкальную школу имени Игумнова. (9.)В этой школе, не то что в общеобразовательной, Сашкой восхищались – он играл такого Грига, которого не каждый мог оси-лить. (10.)Умилению способствовал и малый рост исполнителя: его принима-ли за пятиклассника. (11.)В общеобразовательной школе по той же причине у Сашки было прозвище Гном. (12)И никакого умиления – одни злые насмеш-ки. (13.)Илью Сашка избегал: не столько из-за насмешек одноклассников, сколько из-за унизительной разницы в росте.

(14)Соединил Илью и Саню Мишка, когда появился в классе, вызвав об-щий восторг:

он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (15)Коротко

стриженная голова, отливающая красным золотом, прозрачные малиновые уши парусами, белизна и веснушчатость. (16.)К тому же – очкарик.

(17.)Однажды, когда вредные Мурыгин и Мутюкин нарочно подошли к Мишке, чтобы

отобрать портфель, из него высунулся котёнок. (18.)Котёнка вытащили и стали перекидывать из рук в руки. (19)Зашедший в этот момент Илья – са-мый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и про-звеневший звонок прервал это

интересное занятие. (20)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в портфель. (21)После уроков Саня вытащил испу-ганного котёнка и протянул Илье. (22)Тот передал его Мишке. (23)Саня улыбнулся Илье, Илья – Мишке, Мишка – Сане.

(24)Мишка подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил котёнка почти

из самой пасти собаки, которая собиралась его загрызть. (25)Но отнести до-мой он не мог,

потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к

этому отнеслась. (26)Саня гладил бедолагу по спинке и вздыхал: дома у них уже жила кошка, поэтому родители точно не разрешат взять котёнка.

– (27)Ладно, я его возьму, – сказал Илья.

– (28)И дома – ничего? – поинтересовался Саня.

(29)Илья усмехнулся:

– (30)Дома как я скажу, так и будет. (31)У нас с мамой нормальные отноше-ния. (32)Она меня понимает. (33)Саня смотрел на длинные пальцы Ильи и восхищался: две октавы возьмёт такими пальцами. (34)Они вышли из школы. (35)Котёнка покормили растаявшим мороженым. (36)Илья с воодушевлением рассказывал, какой фотоаппарат он купит себе на первые заработанные день-ги. (37)Саня ни с того ни с сего вдруг открыл свою тайну – руки у него ма-ленькие, для пианиста бесперспективные, и это для исполнителя большой недостаток. (38)Мишка сообщил почти незнакомым мальчишкам, что живёт он у тётки, и если она его у себя держать не станет, то придётся опять в дет-ский дом идти…

(39)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (40)Почувствовали одновременно – как хорошо: до-верие, дружба, равноправие. (41)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу равно интересны.(42)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (43)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается на всю жизнь.

(По Л. Улицкой)*

*Улицкая Людмила Евгеньевна – современная писательница, лауреат литературных

премий в России и за рубежом. Автор романов, рассказов, очерков, пьес; сценарист,

переводчик. Фрагмент взят из нового романа «Зелёный шатёр» – книги о любви, о судьбах

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания

прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны

4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обос-нования ответа на вопрос: «Почему спасение котёнка оказалось для мальчи-ков важным событием?».

1) Они все вместе спасли котёнка от собаки.

2) Мальчики защитили котёнка от «вредных Мурыгина и Мутюкина».

3) У Ильи наконец появился котёнок.

4) Мальчики впервые почувствовали, что они близкие друг другу люди.

A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово

«большой» (предложение 37).

1) высокий 2) громоздкий

3) значительный 4) выдающийся

A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи

является метафора.

1) И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу равно интересны.

2) Коротко стриженная голова, отливающая красным золотом, прозрач-ные малиновые уши парусами, белизна и веснушчатость.

3) После уроков Саня вытащил испуганного котёнка и протянул Илье.

4) Мишка сообщил почти незнакомым мальчишкам, что живёт он у тётки, и если она его у себя держать не

станет, то придётся опять в детский дом идти…

A4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове МИШЕНЬ все согласные звуки мягкие.

2) В слове ТРОЕ звуков больше, чем букв.

3) В слове ВХОДЯ первый согласный звук [ф].

4) В слове НАРОЧНО сочетание согласных чн произносится

как [шн].

A5 Укажите слово с проверяемой ударением безударной гласной

в корне.

1) портфель 2) возраст 3) умиление 4) положение

A6 В каком слове есть приставка, правописание которой определяется пра-вилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая звонкий соглас-ный звук, если после приставки следует звонкий согласный»?

1) разница 2) избегал

3) растаявшим 4) предназначенных

A7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом «Две бук-вы Н пишутся в прилагательных, образованных при помощи суффикса -Н- от существительных с основой на -Н»?

1) заработанные 2) одновременно

3) естественному 4) длинным

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

B1 Замените просторечное слово «бедолага» в предложении 26 стилистиче-ски нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Ответ:

B2 Замените словосочетание «подробно рассказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью

управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

B3 Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Ответ:

B4 Среди предложений 10–16 найдите предложение с обособленным опре-делением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумеро-ваны все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Мальчишки брели и болтали,(1) болтали и брели,(2) а потом останови-лись возле Яузы,(3) замолчали. Почувствовали одновременно – как хоро-шо: доверие,(4) дружба,(5) равноправие. И мысли нет,(6) кто главней,(7) напротив,(8) все друг другу равно интересны.

Ответ:

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 20.

Ответ запишите цифрой.

Ответ:

B7 В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного пред-ложения, связанными подчинительной связью.

Он учился в музыкальной школе,(1) играл на пианино,(2) и многие виде-ли,(3) как он с бабушкой следовал по улице

Чернышевского – бывшей и будущей Покровке – в музыкальную школу имени Игумнова.

Ответ:

B8 Среди предложений 20–26 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

Ответ:

B9 Среди предложений 33–38 найдите сложное предложение с разными ви-дами связи: бессоюзной и сочинительной. Напишите номер этого предложе-ния.

Ответ:

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания из-вестного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лекси-ческие и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, ука-зывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы мо-жете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение

Вы можете словами Г. Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение

пишите аккуратно, разборчивым почерком.