Урок- КВН.  6 класс .  Занимательная фразеология.


Цель: дать понятие о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи; учить употреблять в устной речи фразеологизмы с целью её обогащения; закрепить понятие о синонимах и антонимах.
Организация урока: ученики делятся на 2 команды по 5-6 человек (остальные зрители); участника урока-игры предоставляются необходимые учебные и дидактические материалы.
Ход урока:
В начале урока учитель-ведущий сообщает, что заключительный урок по теме пройдёт в форме игры КВН. Участники команд должны выбрать капитанов и занять игровые места. По итогам игры каждый ученик получает оценку.


1. Конкурс – разминка. Объяснить значение фразеологических оборотов.


Это задание выполняется на скорость ответа, побеждает команда, давшая большее число правильных ответов.
Водой не разольёшь (неразлучные друзья)
Как в воду опущенный (грустный человек)
Толочь воду в ступе (бесполезная работа)
Носить воду решетом (бессмысленная работа)
Седьмая вода на киселе (дальний родственник)
Воды не замутит (тихий человек)
Набрал в рот воды (молчаливый человек)
Как в воду глядел (угадал, предсказал)
Как две капли воды (очень похожи)
Прошли огонь и воду (всё испытали)


2. Вспомнить и назвать фразеологизмы, где есть слово вода.


Команды получают возможность предварительно посовещаться, сделать записи.


3. Объяснить значение фразеологизмов.


Найти и написать прямое и переносное значение фразеологизмов. Каждая команда получает карточку –приложение.
Карточка-приложение №1.


Объяснить значение фразеологизмов

Гладить по головке.

 

Кормить завтраками.

 

Вырвать с корнем.

 

Поставить в тупик.

 

Ходить на цыпочках.

 

Карточка-приложение №2.


Объяснить значение фразеологизмов

Протянуть руку.

 

Прокладывать дорогу.

 

Выйти из строя.

 

Сесть в лужу.

 

Намылить шею.

 

4. Игра со зрителями. Какого слова не хватает?


Пока команды готовятся, проводится игра со зрителями. На доске выведены вопросы-задания. Достроить фразеологизмы, что они означают.
1. Как рыба в …
2. Много … утекло.
3. Вилами по … написано.
4. Вывести на чистую …
5. Окатить … водой.
6. Утопить в … воды.
7. Концы в …
8. Как в … кануть.
9. Как с … вода.
10. Выйти … из воды.


5. Конкурс капитанов.
- вытянуть карточку с именами собственными и назвать фразеологизмы с ними. Для конкурса используются карточки.

 


Емеля

Маланья

Макар

Ерёма

Емеля

Фома

Сидор

Федот

Я ему про Ерёму, а он мне про Фому.
Мели Емеля – твоя неделя.
Как на Маланьину свадьбу.
Какова Маланья – таковы у неё и оладьи.
Фома неверующий.
Куда Макар телят не гонял.
Драть как Сидорову козу.
Федот, да не тот.
- найти фразеологизмы в четверостишиях и объяснить их  значение.
1.За домом едва пожелтела трава, два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава, другой – засучив рукава.
2. Оказался молодцом, смог осилить ношу.
Не ударил в грязь лицом и не сел в галошу.


6. Пантомима.


С помощью жестов один из участников команды объясняет своим игрокам фразеологический оборот, а команда угадывает и называет его. Для конкурса участники –представители команд получают карточки.


Водить за нос.

Льёт как из ведра.

Намылить шею.

Реветь в три ручья.

Сесть в галошу.

Дело в шляпе.

Связать руки.

Лить крокодиловы слёзы.

По итогам первых пяти конкурсов жюри (учитель) подводит итоги и объявляет их участникам игры КВН.


7. Кто быстрее?  Подобрать синонимы к фразеологизмам.


Задание для обеих команд на доске (интерактив.) Время – 1 минута.
Поминай как звали – и след простыл.
Куры не клюют – хоть пруд пруди.
Водить за нос – морочить голову.
Глядеть в оба – держать ухо востро.
Закрывать глаза на что-то – смотреть сквозь пальцы.
Тьма кромешная – не видно ни зги.
Пальчики оближешь – язык проглотить.


Подобрать антонимы к фразеологизмам.

Время – 1 минута.
Жить душа в душу – как кошка с собакой.
Чуть свет – на ночь глядя.
Рукой подать – куда Макар телят не гонял.
Дать волю языку – держать язык за зубами.
В конце урока-КВН учитель подводит итоги, объявляет команду – победителя. Напоминает детям о том, что источником фразеологизмов является не только народная речь, но и произведения литературы, с которыми ребята ещё познакомятся в старших классах.