Учебное занятие на основании примерной рабочей программы,
УМК по предмету «Русский язык»
I . Цели и задачи занятия
Цель: совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определенных закономерностей и правил, конкретизации и т.п. в процессе изучения русского языка.
Задачи:
1. Научиться сравнивать именные части речи (имя существительное, имя прилагательное) и глагол по основным морфологическим признакам.
2. Научиться анализировать: языковые единицы (глагол; словосочетания глаг. + сущ.), письменную речь (текст) с точки зрения использования глагола (особенности текста типа повествование).
3. Научиться синтезировать и обобщать теоретическую информацию об основных признаках части речи (глагол) из различных источников ( в т.ч. онлайн словарей), в формате составного текста.
4. Научиться классифицировать глаголы по основным морфологическим признакам, в соответствии с нормами правописания.
II. Планируемые результаты урока
Личностные:
- умения самоконтроля
Предметные результаты
Морфология. Культура речи. Орфография.
Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Глагол. Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в речи.
Текст
- Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы)
Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
-устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах.
Совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций;
- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
III. Краткое учебное содержание
I. Мотивационно-целевой этап
1.Учим(-ся) сравнивать (дифференциация и интеграция знания: существительное ШУМ и глагол ШУМИТ, упр. 603):
Задание. Найдите в тексте все слова, отвечающие на вопрос Что делать? Выделите их в тексте.
II. Актуализация опорных знаний
2. Учим(-ся) сравнивать на основе анализа (применение актуализированного знания в различных ситуациях: упр. 604 предложения составлены, нужно только найти глаголы и определить их признаки; упр.605 – нужно составить предложения с данными глаголами, употребив их в определенной форме
Задание: составьте алгоритм определения части речи «Глагол и его морфологические признаки»
Какая часть речи согласуется с глаголом? Приведи примеры словосочетаний. |
Основной вопрос (-ы) к глаголу? Приведи примеры |
Какого вида может быть глагол? От чего это зависит? Приведи примеры |
В каком времени может быть глагол? От чего это зависит? Приведи примеры |
Какого числа может быть глагол? От чего это зависит? Приведи примеры |
|
|
|
|
|
III. Изучение нового материала
- (1) морфологические признаки (время, лицо, число) глагола, согласующиеся с существительным.
- (2) синтаксические единицы (подлежащее/сказуемое, которые могут быть выражены глаголами);
- стили речи (художественный стиль речи: роль глагола как морфологического средства выразительности речи);
Как можно озаглавить текст по-другому? |
Какова цель текста ? |
Какова роль глаголов в тексте? |
С каким мнением твоих товарищей ты согласен и почему? |
|
|
|
|
IV.Самоконтроль и самооценка в речевой ситуации (создание письменного монологического высказывания на основе актуализированного и нового знания)
Дополнительные задания:
Вид творческой работы (сочинение, сжатое изложение с элементами рассуждения, цитированием), презентация) и название творческой работы |
Что получилось полностью/частично/не получилось совсем? |
Постарайся понять и назвать причину (-ы) затруднений при выполнении задания (причину невыполнения задания) |
Совет, который ты можешь дать самому себе, чтобы добиться успеха при выполнении подобных заданий. |
Вопрос, который ты бы хотел задать учителю, чтобы избежать затруднений |
|
1. Понятен ли замысел (цель, задачи) работы? |
|
|
|
|
|
|
|
|
IV.Виды организации деятельности на уроке.
1.Лингвостилистический анализ текста (упр. 603);
2. Комплексная работа с текстом (упр. 604, 605);
3.Иинтеллектуально-лингвистические упражнения (упр. 606);
4. Редактирование текста таблицы;
5, Работа с текстами-миниатюрами;
V. Диагностические материалы
Ссылка на ресурс: https://onlinetestpad.com/ru/test/99648-proverochnyj-test-po-teme-glagol-5-klass