Учебное занятие на основании примерной рабочей программы,
УМК по предмету «Русский язык»

I . Цели и задачи занятия
Цель: совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определенных закономерностей и правил, конкретизации и т.п. в процессе изучения русского языка.
Задачи:
1. Научиться сравнивать именные части речи (имя существительное, имя прилагательное) и глагол по основным морфологическим признакам.
2. Научиться анализировать: языковые единицы (глагол; словосочетания  глаг. + сущ.), письменную речь (текст) с точки зрения использования глагола (особенности текста типа повествование).
3. Научиться синтезировать и обобщать теоретическую информацию об основных признаках части речи (глагол) из различных источников ( в т.ч. онлайн словарей), в формате составного текста.
4. Научиться классифицировать глаголы по основным морфологическим признакам, в соответствии с нормами правописания.

II. Планируемые результаты урока
Личностные:
- умения самоконтроля
Предметные результаты
Морфология. Культура речи. Орфография.
Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Глагол.  Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в речи.
Текст
- Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы)

 

            Метапредметные результаты:
1.           Овладение универсальными учебными познавательными действиями
 Базовые  логические действия
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
-устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.
 Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
 Общение
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах.
Совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
3.           Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
  Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
-  регулировать способ выражения собственных эмоций;
- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
-  проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

III. Краткое учебное содержание
I. Мотивационно-целевой этап
1.Учим(-ся) сравнивать (дифференциация и интеграция знания: существительное ШУМ и глагол ШУМИТ, упр. 603):

Задание. Найдите в тексте все слова, отвечающие на вопрос Что делать? Выделите их в тексте.

 II. Актуализация опорных знаний
2.           Учим(-ся) сравнивать на основе анализа (применение актуализированного знания в различных ситуациях: упр. 604 предложения составлены, нужно только найти глаголы и определить их признаки; упр.605 – нужно составить предложения с данными глаголами, употребив их в определенной форме

Задание: составьте  алгоритм определения части речи «Глагол и его морфологические признаки»


Какая часть речи согласуется с глаголом? Приведи примеры словосочетаний.

Основной вопрос (-ы) к глаголу? Приведи примеры

 Какого вида может быть глагол? От чего это зависит? Приведи примеры

В каком времени может быть глагол? От чего это зависит? Приведи примеры

Какого числа может быть глагол? От чего это зависит? Приведи примеры

 

 

 

 

 

III. Изучение нового материала

- (1) морфологические признаки (время, лицо, число) глагола, согласующиеся с существительным.
-  (2) синтаксические единицы (подлежащее/сказуемое, которые могут быть выражены глаголами);
- стили речи (художественный стиль речи: роль глагола как морфологического средства выразительности речи);

Как можно озаглавить текст по-другому?
Приведи варианты заглавия с использованием только имени существительного (1); существительного+прилагательного (2)

Какова цель текста ?
Выбери подходящее из списка (описать…, рассказать …, доказать…)

Какова роль глаголов в тексте?
Подсчитай кол-во прилагательных в тексте и определи их художественную  роль в создании текста

С каким мнением твоих товарищей ты согласен и почему?
Аргументируй свой ответ

 

 

 

 

IV.Самоконтроль и самооценка в речевой ситуации (создание письменного монологического высказывания на основе актуализированного и нового знания)



Дополнительные задания:

Вид творческой работы (сочинение, сжатое изложение с элементами рассуждения, цитированием), презентация) и название творческой работы

Что получилось полностью/частично/не получилось совсем?
Совет: обозначь символами +/- из списка, данного ниже

Постарайся понять и назвать причину (-ы) затруднений при выполнении задания (причину невыполнения задания)
Совет: Чтобы найти причину затруднений, еще раз перечитай свой ответ во втором столбце таблицы Дневника

Совет, который ты можешь дать самому себе, чтобы добиться успеха при выполнении подобных заданий.

Вопрос, который ты бы хотел задать учителю, чтобы избежать затруднений

 

1. Понятен ли замысел (цель, задачи) работы?
2. Составлен ли план (проект) работы? (+/-)
3. Найдены ли ВСЕ источники информации для выполнения работы;
4. Нашел ли ты (есть ли у тебя):
-памятка,
- примерный образец,
- схема,
- опорная таблица,
- алгоритм выполнения работы

 

    • Если не получается, то я могу обратиться к …
    • Если я хочу добиться результата самостоятельно, то мне нужно составить…/ найти в …/прочитать в…/  попросить помощи у…
  • Могу ли я… (выполнить работу заново, более качественно, и исправить свою оценку?) и др.
  •  

 

 

 

 

 

 

IV.Виды организации деятельности на уроке.
1.Лингвостилистический анализ текста (упр. 603);
2. Комплексная работа с текстом (упр. 604, 605);  
3.Иинтеллектуально-лингвистические упражнения (упр. 606);
4. Редактирование текста таблицы;
5, Работа с текстами-миниатюрами;

V. Диагностические материалы


Ссылка на ресурс:   https://onlinetestpad.com/ru/test/99648-proverochnyj-test-po-teme-glagol-5-klass