Учебные задания по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное»
для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.


№ п/п

Задание

 

Требование к освоению

Результаты, формируемые в процессе выполнения  учебного задания

 

 

1

Текст учебника стр.44 (2 часть)
В тексте названы разнообразные предметыогромного мира. К какой части речи относятся эти слова?

— Что такое мир? — спросили маленькая рыбка и белый медвежонок.
— Это очень, очень много воды, — ответила рыба- мать.
— Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними, — сказала медведица.
Мальчик услышал это и сказал:
— Мир не такой. Я это знаю, хотя ещё мало где побывал.
Мальчик подошёл к окну и увидел за окном строителей и строящийся дом. Металлические краны поднимали стены с готовыми окнами. На голубом небе оставил свой след реактивный самолёт.

-А что такое мир в твоем понимании? Поделись с нами

Предметные.
Распознавать  существительные среди других частей речи.

Метапредметные.
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

 

 

Личностные.
обобщать и систематизировать информацию

 Уметь находить  части речи на основе их грамматических (морфологических) особенностей;

 

извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарём; способность строить рассуждение.

 

достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств

 

2

Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение. П.89.

Предметные.
знать структуру рассуждения, иметь представление о роли доказательства в рассуждении;

 

Метапредметные.
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах

 

Личностные.
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры (находить основной тезис, аргументы, выводы); создавать текст сочинения-рассуждения на тему по выбору.

 

понимать информацию письменного сообщения; анализировать текст сочинения с точки зрения наличия в нём структурных элементов данного типа речи.

 

развивать интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию;

 

 

3

Из данных слов выписать имена существительные, которые имеют форму только мн.ч. Составить и записать 2 предложения с любыми из них, связанными  с темой «труд».
Буквы, вербы, ворота, очки, метели, тиски, вьюги, чернила, опилки, грабли, портфели, хлопоты,  леса.

-Кем работают твои родители? Как ты относишься к их труду?

Предметные.
Устанавливать существенный признак классификации языковых явлений.

 

Метапредметные.
Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Личностные.
выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа; распознавать существительные, имеющие форму только множественного числа

Различать существительные, имеющие обе формы числа, и имеющие только одну форму.

 

Формировать нравственное отношение к труду.

4

Все любовались бегом юного спортсмена.
-Разбирая слово «бегом» как часть речи, ученик назвал его глаголом. Верно? (Нет.)
- Почему? Ведь спортсмен бежал, а бежать – глагол, обозначает действие. Докажите, что это имя существительное.
- Давайте проверим свои суждения и прочитаем правило.

Предметные.
классифицировать языковые единицы по существенному признаку

 

Метапредметные.
С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Распознавать существительные среди других частей речи.

 

 

Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи.

- планировать своих действий;
- оценивать правильность выполнения своих действий;
- вносить необходимые изменений  в действие, в случае неправильного выполнения.

 

5

Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница») упр.513

Предметные.
Знать структуру рассуждения, повествования

 

 

Метапредметные.
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
Воспроизводить прочитанный текст

 

Личностные.
Воспринимать поставленную задачу.

 Находить ключевые слова в каждой части текста; уметь включать элементы рассуждения в повествование; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста.

 

воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме;соблюдать в процессе воспроизведения текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

6

 Посмотрите внимательно на рисунок: (стр.50) у существительного много гостей.
-К каким словам на картинке можно поставить вопрос «Кто?» (к живым существам)
 -К каким поставим вопрос  «Что?» (К неживым предметам.)
-Пользуясь подсказкой, дайте определение одушевленным и неодушевленным существительным.
-Составь по рисункам небольшой текст. Вырази своё отношение к происходящему.

Практические.

 

 

Метапредметные.
Различать имена существительные одушевленные и неодушевленные.

 

Личностные.
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными

Формировать умение выделять нужные понятия , сопоставлять их с другими и на основе сопоставления делать вывод;

 

 

Выражать свое отношение к тому или иному событию

 

7

Падеж имён существительных
Стр.63.

В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».
-Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне…
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на блесне.

-Как изменяется слово весна?
-Определите падежи и падежные окончания этого слова.
-Подберите эпитеты к слову весна.

 

Практические.
Различать типы склонения имён существительных

 

 

 

 

Метапредметные.
Правильно определять падеж существительного;

 

Личностные.
выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

уметь находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; уметь ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.

 

 

Извлекать информацию из текстов,содержащих теоретические сведения.

 

Эстетическое оценивание

8

Сочинение по картине (Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»)упр.563

Предметные.
Уметь создавать письменные тексты.

 

Метапредметные.
выражать себя (свою точку зрения) в письменных текстах;

 

Личностные.
воспринимать и формулировать суждения,

Знать об элементах рассуждения в описании; включать элементы рассуждения в описание изображённого на картине.

соблюдая нормы  построения текста; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка

стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём сло- варного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в устной форме; оценивать чужое сочинение

 

 

9

Есть ли у вас любимые книги? Расскажите о них. Попробуйте написать небольшой рассказ о необычных персонажах и событиях, о которых вы прочитали на книжных страницах. Определите тип речи.

Предметные.
Знать структуру текстов разных типов

Метапредметные.
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах

Личностные.
Понимать особенности повествования, как типа речи, его композицию, строить текст повествования.

Вспомнить структуру текста.
Определять тип речи создаваемого текста.

анализировать текст сочинения с точки зрения наличия в нём структурных элементов данного типа речи.

 

Погружаться в творческий процесс,
интерес к созданию собственных текстов.

10

Прочитайте текст, подумайте над главной мыслью и выскажите собственное мнение.
Костёр и муравьи.
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно. Вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.
Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас. Они заворачивали, кружились, и какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, которые опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там.
(По А.И.Солженицыну)

Предметные.
Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи
Метапредметные.
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах

Личностные.
Определять тему текста, сопоставлять тексты, соотносить тему и содержание.

 

 

создавать текст сочинения-рассуждения на тему по выбору.

 

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

Наблюдать и анализировать события и поступки героев, выражать свое отношение к тому или иному персонажу,  размышлять над тем, как бы он поступил в данном случае, выделять ту мысль произведения, которая пригодится в жизни.