Учебные задания по русскому языку в 5 классе по теме
 «Повторение изученного в начальной школе».
для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.


№ п/п

Задание

 

Результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, сгруппируйте слова с пропусками по
видам орфограмм. В случае затруднения воспользуйтесь материалом «для справок»
Едва-едва ра(с,сс)вет р…скнул ра(с,сс)еять ноч(?)ной сумрак, торопя тьму убра(тся,
ться) прочь, как Вова уже опять был на р…ке и, встав за куст около б…льшого камня,
закинул удоч?)ку. Дед Василий удил у другого в…луна.
- Ну как?- тихо спр…сил Вова.
- Прошлый го…, вестимо, лучше было, а сейчас что-то совсем (не)клюёт, -
послышалось в ответ.
Вдру… Вовин поплавок исче… под в…дой. Вова подсё… и выбр…сил на берег такого
б…льшого окуня, что просто обезумел от радости.
Потом Вова ра(с,сс)казывал в школе, что впервые п..ймал окуня, весящего почти
полкило.
Ребята (не)верили ему и посмеивались.
Для справок:а)безударная гласная, проверяемая ударением, б)удвоенные согласные на
стыке приставки и корня, в)звонкие и глухие согласные, г) не с глаголами, д) сочетания
чн, чк, нщ, щн, рщ; е))ться и тся в глаголах.

готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков

классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
самостоятельно составлять выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

Распознавать изученные орфограммы;
применять знания по орфографии в практике правописания

2

Выпишите устаревшее слово (см.текст задания 1), дайте его толкование, посоветуйтесь в паре (группе) , если
в этом есть необходимость, почему это слово выделено запятыми. Ответ: ВЕСТИМО

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития языка; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения

применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы

Объяснять лексическое значение слова разными способами
(подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов;
определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря).

3

Какие из следующих слов оканчиваются на один и тот же звук?
Ковш, малыш, плющ, ветошь ,мышь, роскошь, нож, паж, гараж, ложь, блажь,
молодёжь.
Ответ: произношение всех приведённых слов, кроме слова плющ, оканчивается одним и
тем же звуком [ш]. В слове плющ этот же звук, но он звучит более мягко и долго.

готовность оценивать своё поведение,
в том числе речевое; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения

определять потенциальные
затруднения при решении
учебной задачи и находить средства
для их устранения;
объяснять языковые
явления, процессы , связи и
отношения, выявляемые в
ходе
исследования фонетического
состава слова и законов
орфоэпии.

научиться правильно
произносить слова и
отдельные звуки,
-чётко разграничить понятия
звук-буква

4

Восстановите пропущенный фрагмент текста.
Мама отправила меняв магазин за хлебом. Идти было совсем недалеко. Я надеялся через
десять минут вернуться. Но стоило выйти на улицу, как я увидел, что…
…Конечно, я вернулся позже, но зато был горд, что помог человеку.

формирование нравственных чувств и
нравственного поведения,
осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам

определять потенциальные
затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить
средства для их устранения; определять новый уровень отношения
к самому себе как субъекту
деятельности; -объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования
структуры и содержания текста, а
также разных типов речи текста; создавать письменный
оригинальный текст с использованием
необходимых речевых средств.

научиться использовать
знания о теме, основной мысли при
написании творческой работы.-
сочинений разного типа речи.

5

Какое из слов выпадает по своему значению из следующего ряда?
Львёнок, оленёнок, мамонтёнок, котёнок, опёнок, поросёнок, гусёнок.
Какой ещё лингвистический признак отличает это слово от других?
Ответы:
1.Опёнок-это гриб. А все остальные слова в этом ряду обозначают детёнышей животных..
2. Слово опёнок образовано приставочно-суффиксальным способом.

формирование устойчивой
мотивации к исследовательской деятельности; -формирование навыка
организации и анализа собственных
действий.

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий; делать выбор и брать ответственность за решение.

Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия; проводить морфемный анализ слов.

6

Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Ветер несется ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко затихает.

осознание своей роли в условиях взаимосвязи природной, социальной сред

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых процессов; самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

распознавать единицы синтаксиса, проводить синтаксический анализ
простых предложений; проводить пунктуационный анализ
простых осложнённых предложений, применять знания по синтаксису и пунктуации при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике.

7

Подбери синонимы и антонимы к прилагательным. верный, храбрый, быстрый, широкий, опрятный, известный, прочный, робкий

установка на осмысление опыта и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального благополучия; потребность
в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность.

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам.

Распознавать синонимы, антонимы.

8

Вспомни, когда пишется разделительный мягкий знак.
Когда пишется разделительный твердый знак? Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

об..явление, под..ём, бел..ё, половод..е, с..ел, обез..яна, с..ехали, руч..и, в..юга, л..ёт, в..ётся, хлоп..я, под..ёмный (кран), счаст..е, ш..ём

проявление интереса к познанию русского языка; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования.

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

применять знания по орфографии в практике правописания
(в том числе применять знание о правописании разделительных
ъ и ь)

9

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни написание окончаний глаголов. Укажи спряжение глаголов.
К морю лишь подход..т он,
Вот и слыш..т будто стон…
Видит, на море не тихо;
Смотр..т – вид..т дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун нос..тся над ней;
Та бедняжка так и плещ..т,
Воду вкруг мутит и хлещ..т…
А.С. Пушкин

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего народа; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием
умозаключений по аналогии; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах.

Применять знания по орфографии в практике правописания; определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы

10

Любите ли вы весну? Опишите весеннюю природу так, чтобы было понятно ваше отношение к ней. По возможности используйте распространённые и нераспространённые
предложения.

эстетическое, эмоционально-
ценностное видение окружающего
мира; способность к эмоционально-
ценностному освоению мира

выдвигать версии решения
проблемы;
вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа для
получения запланированного
результата; -объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования
структуры и содержания текста, а
также разных типов речи текста; создавать письменный
оригинальный текст с использованием
необходимых речевых средств.

научиться использовать
знания о теме, основной мысли при
написании творческой работы.-
сочинений разного типа речи.