Учебные задания по русскому языку в 5 классе по теме «Повторение пройденного в начальной школе»
для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.


№ п/п

Задание

 

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1

Найди и исправь ошибки в диктанте (зачеркни неверную букву или слово и сверху напиши правильно).
За вершинами леса скрылась сонце. Прахладно и сыро в лесу. Оживаит земля. Пахнет весенними почьками. Вот сам собой шевильнулся на земле мокрый лесток. Под ним паказалась из земли зеленая стрелка моладой травке.
Много звуков слышется в чорном лесу. Заливаются на деревъях пефчие дрозды. На вершине старова дуба громко воркует дикий голубь. Около прозрачнай лужи сидят лягушки.
Вытинув длинные шеи, пролетели над темным лесам утки. Страшна захохотал филин. Пронеслись над макушками деревъев лесные кулички.
Наступаит весенняя прахладная ноч.

Уметь проводить орфографический анализ слов с изученными в начальной школе орфограммами: безударными гласными в корнях слов (проверяемыми и непроверяемыми), в личных окончаниях глагола, разделительных ъ и ь и т.д.

Базовые логические действия: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
при работе с разными типами текстов, разными единицами
языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный
вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия: составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач

Понимать природу как часть себя, проникаться чувством любви к окружающей среде

2

Определи части речи для всех выделенных курсивом слов.
А) длинная юбка, удлинить юбку, длинно рассказывать, длина юбки;
Б) два брата, двое братьев, обидная двойка, удвоить урожай, играть вдвоем, двойственное решение.

Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач.
Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа; классифицировать языковые
единицы по существенному признаку. Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых
единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования; проявление интереса к познанию русского языка

3

Отметь √ слова, правописание которых ты не можешь объяснить.
□ деревья          □ шуба             □ маяк
□ инъекция        □ парашют      □ яма
□ въеду              □ жюри            □ майор

Уметь находить изученные орфограммы в словах и отделять слова, не относящиеся к этим правилам

Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное

проявление интереса к познанию русского языка;

4

Прочитайте и скажите, являются ли данные предложения текстом. Докажи это.
И вот он пропал. Котёнок был рыженький и пушистый. Она не может отыскать котёнка. Аня горько плачет.
- Измени порядок предложений так, чтобы получился текст и напиши его.

Знать признаки текста, уметь составлять текст из предложенных предложений

 

Базовые логические действия: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
при работе с разными типами текстов, разными единицами
языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный
вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

проявление интереса к познанию русского языка;

5

3.Рассмотри рисунок. Дайте ответы на вопросы.

Создавать устные монологические высказывания объёмом
не менее 5  предложений на основе жизненных наблюдений

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых
единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; проявление интереса к познанию русского языка;

6

Прочитайте. Объясните значение пословицы.
1. У страха глаза велики.
2. Терпенье и труд всё перетрут.
3. Каков мастер, такова и работа.
4. Других не суди, на себя погляди.
5. Муравей невелик, а горы копает.
6. Без муки нет и науки.

Уметь составлять небольшой текст, дающий представление о значении пословицы

Базовые исследовательские действия: формировать гипотезу об истинности собственных суждений
и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проявление интереса к познанию русского языка; ценностное отношение к русскому языку,  проявление интереса  к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, ценностное отношение к достижениям
своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях

7

Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать.
Дети получают карточки с текстом:
Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его м..ральный облик, его х..рактер – прислушат(?)ся к тому, как он говорит.
Если мы замеча..м манеру человека себя д..ржать, его похо..ку, его пов..дение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точ(?)ный пок..затель его человеческих качеств, его культуры.
Итак, есть язык народа, как пок..затель его культуры, и язык отдельного человека, как пок..затель его лич(?)ных качеств, качеств человека, который пользует(?)ся языком народа.
(Д. С. Лихачев)
Выполнить следующие задания:
1.     Озаглавить текст.
2.     Определить основную мысль.
3.     Составить план.

Уметь выделять тему и идею текста, формулировать их в соответствии с текстом. Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным
замыслом.
Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных
разновидностей языка в практике создания текста (в рамках
изученного).
Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания

 

 

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых
единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

проявление интереса к познанию русского языка; ценностное отношение к русскому языку, проявление интереса  к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, ценностное отношение к достижениям
своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях

8

Цель: научиться выделять главную мысль, прийти к пониманию необходимости знать историю своей страны.
Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями:
Выразительно прочитайте текст:
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.
(Е. Осетров)
Выполнить задания:
- В каком предложении выражена основная мысль текста?
- Как человек должен относиться к своей истории?
- Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.

Уметь определять тему и главную мысль текста, формулировать их в соответствии  с информацией в тексте. Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным
замыслом.
Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных
разновидностей языка в практике создания текста (в рамках
изученного).
Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания

 

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых
единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

проявление интереса к познанию русского языка; ценностное отношение к русскому языку,  проявление интереса  к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, ценностное отношение к достижениям
своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях