Урок русского языка в 8 классе. Предложения с прямой речью.
Цель урока: обобщить сведения о предложениях с прямой речью, известные из курса 5-7 классов; познакомить с понятием чужая речь и способами её передачи; формирование умений: 1)выразительно читать предложения с прямой речью; 2)правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку.
Ход урока.
1. Повторение сведений о предложениях с прямой речью.
Учащиеся записывают под диктовку предложения, объясняют постановку знаков препинания, чертят схемы предложений. Отдельно необходимо прокомментировать ранее изученные орфограммы и пунктограммы.
1. Подумав немного, капитан сказал: «Кажется, всё рассчитано, взвешено и оценено».
2. «Ему, однако же, не стоит терять времени по-пустому», - заметил отец.
Учитель напоминает, что прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу, особенности голоса и интонации которого и надо передать. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся с ускорением и ниже тоном. (Учащиеся пробуют читать записанные предложения в соответствии с комментариями учителя.)
2. Знакомство с новым материалом.
А) Чтение материалов учебника, анализ прочитанного.
-Запишите предложения, определите, как передаётся в них чужая речь.
1. Места здесь, как утверждают охотники, глухие. 2. Тут , говорят, водятся ядовитые змеи. 3. По словам хозяина, яблоки у неё большие , но жёсткие и годятся только на варенье.
- Какие части предложения являются чужой речью, а какие сопровождают её?
3. Работа по таблице.
Таблица составляется и заполняется до урока (интерактивн. доска)
Знаки препинания при прямой речи.
Схемы предложений с прямой речью |
Примеры |
А: « П ». |
Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре». (Н. В. Гоголь) |
« П ?» - а. |
«Что ты с ними не пошёл?» - кивнув головой, спросила старуха. (М. Горький) |
« П, - а, - п ». |
«Вот что, - сказал Андрей, - поговорим после». |
« П, - а. – П ». |
«Успокойся, -сказал он. - Завтра поговорим». |
« П? – а. – П ». |
«Почему я раньше этого не заметил? – подумал он. – Ведь это так очевидно». |
4. Минутка здоровья: гимнастика для глаз.
- медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно 910-12 раз)
- медленно переводить взгляд справа налево и обратно (8-10 раз)
- круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении (4-6 раз)
- частые моргания в течение 15-30 секунд.
5. Закрепление материала.
1) Устно приведите примеры к схемам таблицы.
2) Тренировочные упражнения. (задание готовится заранее – интерактивн.)
А) Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении. Составьте схемы предложений.
-Копаясь в старых бумагах, я нашёл интересные письма.
- Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до её истоков.
- Тише! Слышите, как заливается соловей?
Б) К данным словам автора подберите прямую речь, составьте схемы предложений.
- Увидев белку, сидящую на сучке и протирающую крошечными лапками глазки, шепчу в восторге …..
- …… удивлённо сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо.
- Оставив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил …..
В) Запишите предложения, подчеркните слова, обозначающие процесс речи, мысли, слова, сопровождающие речь. Составьте схемы предложений.
-«Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»
- « Ты бледна, Маша, - заметил ей отец, - тебя перепугали».
- Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше?»
- Савельич дёргал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали».
- На память приходит пушкинская строка: « Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
6. Домашнее задание:
Материалы учебника по теме перечитать, упражнения по вариантам.