Учебные задания  по русскому языку_в 5 классе
по теме «Полные и краткие имена прилагательные».
для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.


№ п/п

Задание

 

Требование к освоению
(из тематич. планир.  – осн. виды деятельности )

Результаты, формируемые в процессе выполнения  учебного задания

 

Предметные результаты (2)

1

Работа с текстом стихотворения А.Ахматовой:
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь
-К какой части речи относятся слова, описывающие состояние природы перед наступлением весны?
-Выписать словосочетания сущ.+прил. Определить падеж имен прил.
- Какие слова вызвали затруднение?
– В чем особенность прилагательных нежен, упруг? - -На какие вопросы они отвечают
– Какую роль они играют в тексте?
– Как мы называем такие прилагательные?
-Как вы думаете, почему их так назвали «полные» и «краткие» прилагательные?
-Что нужно сделать, чтобы отличать  краткие прилагательные от полных?

 

Уметь различать полную и краткую формы имён прилагательных, используя алгоритм, анализировать, сравнивать, делать выводы

Различать полную и краткую формы имён прилагательных.
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую функцию кратких имен прилагательных.
.

2

Образуйте от полных форм прилагательных краткие по образцу. Обозначьте окончания, расставьте ударения.
1. Бли́зкий, бли́зок□, бли́зко, близка́; ни…кий, мя…кий, бледный

 

 Уметь изменять краткие прилагательные по числам и родам (в един.числе) ,знать нормы произношения имён прилагательных, уметь правильно произносить краткие прилагательные (в рамках изученного).

Соблюдать нормы произношения кратких прилагательных

 

Метапредметные результаты (6)

3

Прочитайте информацию о кратких прилагательных в учебнике параграф 104.

Выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию.

 

Работа с информацией: выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах.

4

Составить  сравнительную таблицу


Критерии

Полные
прилагат.

Краткие
Прилагат.

1.Вопрос

 

 

2. Морфологические признаки

 

 

3. Синтаксическая роль

 

 

Выявить закономерности и противоречия в фактах, данных и наблюдениях

Базовые логические действия: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

5

1.И мышь в свою норку тащит корку.
2.Красна речь слушаньем.
3.Жжется, как крапива, а колется, как еж.
4.Не пригож лицом, а хорош умом.
 Прочитайте пословицы, объясните правописание выделенных слов в первых трех предложениях.
Какой частью речи являются выделенные слова в 4 предложении?
Сделайте вывод о правописании кратких прилагательных, оканчивающихся на шипяшую.
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов,
оканчивающихся на шипяшую.
Составьте алгоритм действий.

Составить алгоритм действий и использовать его для решения учебной задачи.

Базовые исследовательские действия: составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач.

 

 

 

6

Составление кластера:
Ь ПИШЕТСЯ       Ь НЕ ПИШЕТСЯ

Составить алгоритм действий и использовать его для решения учебной задачи.

Базовые исследовательские действия: составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач.

7

Работа творческого характера:  составить  нераспространённые предложения, дописав к  подлежащим  сказуемые - прилагательные в краткой форме с основой на шипящий. Можно работать парами, со словарями.
1) Ветер 2) Кустарник 3) Перец 4) Ландыш 5) Молодец 6) Лес 7) Мороз
  пахучий,  свежий, горячий,   трескучий,  колючий, жгучий, пригожий, дремучий.

 

Самостоятельно составить алгоритм решения задачи, выбрать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
Самостоятельно составить план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации.

 

Базовые логические действия: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях.

8

Внесите необходимые исправления в предложения с однородными сказуемыми.
Образец. Коридор в школе светлый и широк.- Коридор в школе светел и широк. Коридор в школе светлый и широкий.
1. Сп..ртсмены нашей школы быстрые и ловки. 2. Класс был неуютный и пуст. 3. Будьте счас(?)ливые и здоровы! 4. Будьте ост..рожные и внимательны!

Самостоятельно выбрать способ решения учебной задачи при работе с  разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые логические действия: самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом, самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с  разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев

 

 

 

Личностные результаты (2)

9

 

Спишите текст, заменяя данные в скобках полные прилагательные краткими.  Подчеркните обращение.
            Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь (чуткие) и (отзывчивые) к чужому горю.
Будьте (здоровые), любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они (честные) и (сильные)!
(Из письма М. Горького)

Готовность следовать морально-нравственным нормам (быть чуткими, отзывчивыми, честными), вести здоровый образ жизни.

 

 

 Уважительное и доброжела- тельное отношение к людям, понимание ценности здорового образа жизни; следование морально-нравственным нормам.

10

Составьте мини-сборник пословиц с краткими прилагательными, сгруппировав их по темам («О родине», «О дружбе», «О труде», «О книге» и т.п.).,

 

Готовность к разнообразной совместной деятельности, проявлять интерес к русскому языку

 

 

Ценностное отношение к русскому языку, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; уважение к труду и результатам трудовой деятельности