Учебные задания по русскому языку в 6 классе по теме «Имя числительное как часть речи»
для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.

№ п/п

Задание

 

Требование к освоению
(из тематич. планир.  – осн. виды деятельности )

Результаты, формируемые в процессе выполнения  учебного задания

1

Задание «Работа с языковым материалом»: Определите жанр высказывания (пословица, загадка, поговорка).  Что вам помогло отгадать загадку и с точностью определить жанр?
* Четыре братца под одним шатром стоят, одним поясом связаны. (Стол).
* Семь раз отмерь, один отрежь.
* Один воин тысячу водит.

- Как вы понимаете смысл каждого высказывания?
- Что общего вы заметили в предложениях? (Во всех есть упоминание о числах)
- Назовите эти слова. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?
- Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они       связаны с понятием числа.

Предметные результаты (2)

Уметь различать части речи в соответствии с их грамматическим значением

Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, отличать числительные от других частей речи.
Определять общее грамматическое значение, имени числительного; объяснять его роль в речи.

Метапредметные результаты (6)

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

- выражать свою точку зрения в диалогах и дискуссиях.
-  регулировать способ выражения собственных эмоций;
- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая

Личностные результаты (2)

 

- проявление интереса к познанию русского языка

2

Задание «Работа с текстом»:
В скобках записаны по две формы числительных. Выберите ту, которая соответствует нормам литературного языка, аргументируйте свой ответ. Прочитайте текст вслух:
Самыми высокими растениями являются австралийские эвкалипты. Они достигают 150 (сто пятьдесят, ста пятидесяти) метров. Ель вырастает до 60 (шестьдесят, шестидесяти) метров, сосна – до 48 (сорок восемь, сорока восьми) метров. Берёзка бывает высотой около 36 (тридцать шесть, тридцати шести) метров, а дуб – до 25 (двадцать пять, двадцати пяти) метров. Богат и разнообразен мир живой природы, и человек должен беречь его.
Вопросы к тексту:
1 Какова основная мысль текста?
2 Что нового и интересного вы узнали из этого текста?
3 Какие растения из данного текста вы встречали в природе? Сможете узнать их среди других деревьев?
4 Назовите числа, используемые в тексте.
5 Проанализируйте, для чего автором употребляются числа?

Предметные результаты (2)

Уметь проводить морфологический анализ слова со значением числа, выявлять его роль в тексте

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени числительного; объяснять его роль в речи.

Метапредметные результаты (6)

Уметь работать с информацией
Уметь совершать базовые логические действия: выявлять закономерности на основании проведенного анализа

- классифицировать языковые единицы по существенному признаку
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
-  регулировать способ выражения собственных эмоций;

Личностные результаты (2)

 

- проявление интереса к познанию русского языка,
- проявление личностного отношения к содержащейся в тексте информации

3

Задание: Составьте алгоритм: «Как отличить имя числительное от других частей речи?» Заполните таблицу, распределив слова по частям речи: имя числительное, имя существительное, имя прилагательное, глагол. Слова для справок: четвёрка (за ответ), четверть (часа), четвёртый (месяц), четыре (яблока), сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб), (новенький) пятак, (стал) пятиклассником, (громадная) пятерня, пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).

Предметные результаты (2)

Уметь определять часть речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли, отличать числительное о слов других частей речи

Составлять, редактировать и рецензировать монологическое письменное высказывание на основе разработанного алгоритма;
сравниватьименные части речи (имя числительное, имя прилагательное) по основным морфологическим признакам.

Метапредметные результаты (6)

Уметь работать с информацией
Уметь совершать базовые логические действия: выявлять закономерности на основании проведенного анализа

Базовые логические действия: - выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению;
-  проявлять открытость;

Личностные результаты (2)

 

- проявление интереса к познанию русского языка

4

Задание: групповая работа по составлению кластера. Даны опорные слова: имя числительное, обозначает, изменяется, является, делится

Предметные результаты (2)

Уметь синтезировать и обобщать теоретическую информацию об основных признаках части речи

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени числительного; объяснять его роль в речи.

Метапредметные результаты (6)

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

- Устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

Личностные результаты (2)

 

- проявление интереса к познанию русского языка
- умения самоконтроля