Учебные задания по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»
для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.


№ п/п

Задание

 

Требование к освоению
(из тематич. планир.  – осн. виды деятельности )

Результаты, формируемые в процессе выполнения  учебного задания

 

Предметные результаты (2)

1

Задание: Выявив закономерности, распределите сочетания в два столбика
Н_кому не верить Н_чему радоваться Н_кому помочь Н_чьих интересов Н_чего съесть Н_кого обнять Н_кто не думал Н_что не беспокоило Н_какого задания Н_ о ком беспокоиться

 

Уметь проводить орфографический анализ отрицательных местоимений  с приставками НЕ-, НИ-

Соблюдать нормы правописания гласных –Е, -И в приставках отрицательных местоимений

2

 

Задание: Составьте словосочетания с отрицательными местоимениями, соединив слова по смыслу. Обозначьте падеж местоимений. Графически объясните изученные орфограммы. Найдите  слово, написание которого проверяется по словарю. Объясните свой выбор

некого             ответа
ничей              чемодан
ничто              делать
никто              не мешало
нечего             спросить
никакого         не пришёл

 

Уметь распознавать отрицательные местоимения; определять
общее грамматическое значение местоимения.
Анализировать примеры употребления
местоимений с точки зрения соответствия требованиям языка.
Проводить орфографический анализ местоимений с НЕ и НИ

Распознавать местоимения; правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями языка, соблюдать нормы правописания местоимений с НЕ и НИ.

 

Метапредметные результаты (6)

3

Задание: Объясните написание орфограммы:
(Не) плохая погода, (не) сомненный успех, (не) продолжительный дождь, (не) спокойный, а тревожный взгляд, (не) был дома, ему (не) здоровилось, (не) дорогая, но красивая вещь, ничуть (не) интересная книга, (не) уклюжий медвежонок.
– Сделайте вывод о написании НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами. (Работа оформляется в виде таблицы).

Уметь распознавать изученные части речи; определять их
общее грамматическое значение.
Проводить орфографический анализ слитного и раздельного написания частицы НЕ с различными частями речи.

Распознавать части речи; соблюдать нормы слитного и раздельного написания частицы НЕ с различными частями речи.

 

4

Задание: Согласись с мнением друга, используя отрицательные местоимения (с предлогом или без предлога). Не забывай об интонации.

Образец: - Чем же тебе ещё заниматься!
- Да, ты прав, мне больше нечем теперь заниматься!

  • Чего же ему бояться!
  • Что же теперь можно сделать!
  • С кем же ему посоветоваться!

Уметь выстроить диалог, используя местоимения в соответствии с требованиями русского речевого
этикета.
Анализировать
примеры слитного и раздельного
написания отрицательных местоимений.

Составлять предложения по образцу, вести диалог с собеседником. Правильно употреблять отрицательные местоимения в соответствии с требованиями языка, соблюдать нормы правописания местоимений с НЕ и НИ

5

Задание: Допишите инструкцию по применению орфографического правила «Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях». Проиллюстрируйте правило своими примерами.
Отрицательные местоимения с приставками НЕ и НИ при отсутствии ... пишутся ... .
Приставка НЕ пишется под ... . В ... положении пишется приставка НИ.
Примеры: ...; ...; ...; ... .
Отрицательные местоимения с ... пишутся в ... слова.
Примеры: ..; ...; ...; ... .
При выполнении последующих заданий пользуйтесь следующей стихотворной инструкцией.
Это правило выучи старательно:
В местоименьях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три!

Уметь организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их в виде таблицы.
Анализировать
примеры слитного и раздельного
написания отрицательных местоимений.

 

Самостоятельно анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме таблицы.

6

Задание: Прочитайте пословицы и изречения великих людей. Как вы их понимаете? Согласны ли вы с ними?  Поставьте ударение в отрицательных местоимениях. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы, графически объясняя изученные орфограммы. Приведите свои примеры на это правило.
1) Не пр...зирай совета (н...) чьего,
Но прежде выслушай его.
(И. А. Крылов)
2) Худо тому, кто не делает добра (н...) кому.(пословица)
3) Экономия - ис...кус...тво тратить деньги, не получая при этом (н...) какого удовольствия (Л. Н. Толстой).

Уметь распознавать отрицательные местоимения в тексте; определять их
общее грамматическое значение. Выражать собственное мнение.
Характеризовать особенности их роли в речи.
Анализировать
примеры слитного и раздельного
написания отрицательных местоимений.

Выражать собственное мнение на основе услышанного, приводить примеры.  Соблюдать нормы правописания местоимений с НЕ и НИ

7

Задание: Составьте диалоги по образцу, используя отрицательные местоимения (с предлогом или без предлога). Объясните правописание отрицательных местоимений.
Образец: - На кого ты сердишься?
- Я ни на кого не сержусь. Да и не на кого мне сердиться.
1) О чём вы спорите?
2) - Чего ты боишься?
3) - Чему ты удивляешься?
4) - С кем ты поссорился?

Уметь употреблять
местоимения в речи с точки зрения соответствия требованиям русского речевого
этикета.
Составлять диалоги по образцу;  анализировать
примеры слитного и раздельного
написания отрицательных местоимений.

Составлять предложения по образцу, вести диалог с собеседником. Правильно употреблять отрицательные местоимения в соответствии с требованиями языка, соблюдать нормы правописания местоимений с НЕ и НИ

8

Задание: Прочитайте стихотворение И. Михайловой “Про Ничего”, ответьте на вопросы.
Про Ничего.
Жило-было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало.
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать-то НЕ-ЧЕ-ГО!

  • Каков смысл шуточного стихотворения И.Михайловой?
  • Местоимения какого разряда играют в нём ключевую роль?
  • Найдите формы одного и того же местоимения.
  • Какие орфограммы отрицательных местоимений можно повторить на материале стихотворения?
  • Какова синтаксическая роль Ничего в 1 предложении?
  • Какая приставка используется в отрицательных местоимениях при отрицательных сказуемых?

– Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму.

 

Уметь распознавать отрицательные местоимения; определять их
общее грамматическое значение.
Различать разряды местоимений.
Характеризовать особенности склонения местоимений, словообразования
местоимений, синтаксической роли местоимений  в речи.
Проводить орфографический анализ
местоимений с НЕ и НИ; анализировать
примеры слитного и раздельного
написания отрицательных местоимений.

Находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без.

 

Личностные результаты (2)

9

Задание: Подумайте, в чём причина Петиного одиночества?
Ссора
Петя н... (с) кем не хочет дружить. Он поругался со всеми своими друзьями. Ему теперь н... (с) кем играть. Но м...риться с ними мальчик н... (за) что не хочет. Он сидит в одиночестве и н... (по) кому из друзей не скучает.

Петя (н...) кого не зовёт к себе в гости и н... (за) кем не заходит позвать гулять. Он думает о том, что (н...) когда н... (с) кем (в) дв...ём больше н... (о) чём не поболтает, (н...) кому н... (про) что не расскажет. Мальчик сож...леет о том, что (н...) кто его не понимает...

 

     Уметь оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки с позиции общепринятых нравственных правил, отделять оценку поступка от оценки самого человека.

 

 

     Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, в группах и сообществах.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности

10

 

Задание: Помогите Пете снова обрести друзей. Придумайте продолжение со счастливым концом.

 

Уметь высказывать аргументированное  отношение к прочитанному; анализировать характер и поступки героя; делать выводы.