Правописание производных предлогов.
2 урока по технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Цели:
- научить правильно писать производные предлоги от омонимичной формы;
- развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
- воспитывать коммуникативность, самостоятельность.
Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе у каждого ученика, тесты.


Первый урок
Ход урока
1. Актуализация имеющихся знаний.
Стадия вызова
Приём «Верные и неверные утверждения»
Прочитайте вслух только верные утверждения.
Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям чуть позже.
1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.
2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.
3. Все предлоги пишутся в одно слово.
4. Правописание производных предлогов надо запомнить.
5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.
6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.


2. Совместное определение темы и целей урока.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чём мы будем говорить?
- Какие цели мы можем перед собой поставить?


3. Изучение нового материала.
Стадия осмысления
Приём «Инсерт»
А. Самостоятельно читая учебный текст (см.ниже текст «Правописание предлогов»), делайте в нём пометки:
«V» - эту информацию знаю;
«+» - это новая для меня информация;
«?» - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.


Правописание предлогов.
1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу.
2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.
3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (кроме, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчёт, вокруг и др.) или в два ( в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие).
4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.
5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.
Например: насчёт = о, несмотря на = вопреки, навстречу = ко (к), вместо = за, вследствие = из-за, вроде = как.
6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:


Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.
Поговорим насчёт (= о) поездки. - На счёт (на что?) банка поступали деньги.
Навстречу ( = ко ) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.
Несмотря ( = вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошёл, не смотря на нас.
Ввиду ( = из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.
В течение урока. – В течении реки.
В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.
В заключение праздника. – В заключении эксперта была дана оценка.


7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.
Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.
Стадия рефлексии


Б. Работа с текстом.
- Какая информация из текста вам была известна?
- Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.
- Что нового вы узнали из текста?
- Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.
- Как называются эти предлоги?
- Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.
- Чем можно заменить эти предлоги?
- Составьте и напишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.
- Какое значение имеют эти предлоги?


В. Отработка навыка написания производных предлогов.
Пишем диктант
В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.


Работа с тестами.
1 вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.
1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.
2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.
3. (В)продолжение дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.
4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.
2 вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.
1. (В)начале урока мы читали текст.
2. Мы идём в поход (в)месте с родителями.
3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.
4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.
Взаимопроверка.


4. Итог урока.
- Ещё раз назовите верные утверждения.
- Какие производные предлоги пишутся в одно слово?
- Какие производные предлоги пишутся в два слова?
- Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?


5. Разноуровневое домашнее задание.
1-й уровень – обязательный минимум – упражнение …
2-й уровень – составить схему, презентацию  или кластер по теме «Правописание производных предлогов».
3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

Второй урок
Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи.

Цели:
- отработать навык определения части речи внешне сходных слов;
- развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.
Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.


Ход урока
1. Начало урока.
Стадия вызова


Приём «Отсроченная отгадка»
(Параллельно даём индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу)
- Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?
- Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?
Стадия осмысления
- Прочитайте текст, определите, есть ли в нём слова-хамелеоны.
(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)
Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «ДА!». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили, и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год …
Чем это объясняется? Проведём небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек  являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде диких степей и  приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.
Стадия рефлексии
Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?
Выберете название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.
Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?
Да, омонимы меняют своё значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеон – свою окраску в зависимости от среды.


2. Совместное определение темы и целей урока.
- Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой ставим?
- Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.


3. Актуализация имеющихся знаний.
Приём «Кластер»
Что такое омоформы, омографы, омофоны?
(Слушаем подготовленного ученика; презентация)
1 слайд. Явление ОМОНИМИИ. Омоним – «одинаковое имя».
2 слайд. Омоформы – слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию в некоторых грамматических формах.
Рой пчёл – рой яму. Новая пила – пила кофе.
3 слайд. Омографы – «одинаково пишутся».
ДорОга – дорогА
плАчу – плачУ
пУгало – пугАло
4 слайд. Омофоны-«одинаково звучат»
Мал, зато дорог – за то дерево
В течение месяца – в течении реки
Лет до ста расти нам без старости
- Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному!
Основная часть урока.
- Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?
- Как определить часть речи внешне сходных слов? (по контексту.) Вернёмся к тексту.
Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.
Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.
- Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.
- Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?
- Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи …)


Работа по разноуровневым карточкам
1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.
В…течении… времени.
В…следствии… дождей.
На…счёт похода.
Не…смотря на трудности.
Изменения в…течении… реки.
В…следствии… по делу Иванова.
Положить деньги на…счёт в банке.
Шёл, не…смотря под ноги.


2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи.
В…течении…  реки Кубани много водоворотов. В…течени… прошлого года было много солнечных дней. В…следствии… сильной жары река обмелела. В…следствии… по делу об аварии было много неясного. С…начала нам было грустно. С…начала года прошло четыре месяца.


3-й уровень.  Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.
Образец: Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).
Он находился в…нутри ( ) троллейбуса. Снаружи холодно, а в…нутри ( ) тепло.  Дети обошли в…округ ( ) поляны. Тихо в…округ ( ). Его направили на работу в…округ ( ). Не…смотря ( ) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не..смотря ( ) по сторонам.
Предупредительный диктант.
Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.
Итог урока
- Что такое омонимы?
- Почему омофоны представляют трудность для написания?
- Как определить часть речи внешне сходных слов?
- Как пишутся предлоги?
- Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?


6. Домашнее задание.
Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.
Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.
(Материалы для уроков взяты из методической газеты для учителей-словесников «Русский язык»  апрель (1-15) 2009 № 07 (558). Автор Е. А. Козырь)