Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
2 урока по технологии РКМЧП
Первый урок

Цели:
- научить правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными союзной сочинительной и бессоюзной связью;
- научить отличать простое предложение с однородными членами, связанными сочинительными союзами, от сложносочинённого предложения;
- развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
- воспитывать коммуникативность, самостоятельность.


Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.


Ход урока


1. Актуализация имеющихся знаний.
Стадия вызова
Приём «Верные и неверные утверждения»
Прочитайте вслух только верные утверждения.
Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям чуть позже.


1. Однородные члены – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же опрос и являются одинаковыми членами предложения. (+)
2. Однородными могут быть только второстепенные члены предложения . (-)
3. Однородные члены предложения подчиняются одному слову. (+)
4. Однородные члены характеризуются интонацией перечисления, логическим ударением. (+)
5. В предложении может быть только один ряд однородных членов. (-)
6. Однородные члены могут быть связаны как союзами, так и интонацией. (+)
7. Между однородными членами всегда ставится запятая, независимо от способа связи. (-)
8. Существуют особые правила постановки знаков препинания между однородными членами, связанными союзной и бессоюзной (интонация) связью. (+)


2. Совместное определение темы и целей урока.
- Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока: о чём мы будем говорить?
- Какие цели мы можем перед собой поставить?


3. Изучение нового материала.
Стадия осмысления
Приём «Инсерт»
А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»), делайте в нём пометки:
«V» - эту информацию знаю;
«+» - это новая для меня информация;
«?» - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Учебный текст. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1. Между однородными членами при отсутствии союза ставится запятая.

( (), (), () )            Звуки росли, крепли, ширились.

 

2. Запятая не ставится между однородными членами, связанными одиночным, неповторяющимся союзом.

( () и () )                  Красные и синие цветы.

 

( () или () )              Привезите мне марки или значки.

( (), () и () )              Я покупаю молоко, хлеб и масло.
 

3. Запятая ставится между однородными членами перед союзами а, но.

 

( (), а () )               Он  коллекционировал не марки, а значки.  

 ( (), но () )           Он проворчал, но согласился.      

 

4. Запятая ставится перед повторяющимися союзами.

( и (), и () )             И берег, и море молчали. 

5. Союз и перед последним однородным членом придаёт перечислению законченный характер.

6. Запятая не ставится в цельных выражениях:
и то и сё
ни то ни сё
ни свет ни заря
и так и сяк 
и туда и сюда 
ни рыба ни мясо 
ни жив ни мертв

Стадия рефлексии


Б. Работа с учебным текстом.
- Какая информация из текста вам была известна?
- Выпишите те предложения со схемами, расстановка знаков препинания в которых вам была знакома.
- Что нового вы узнали из текста?
- Выпишите те предложения со схемами, расстановка знаков препинания в которых вам не была знакома.
- Составьте и запишите предложения к пункту 6.


В. Отработка навыков расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Пишем диктант
Сильно страдают от голода и холода певчие птицы.
Сердобольные горожане устраивают для них бесплатные столовые и в садах, и прямо у себя на окнах. Одни вывешивают из окна кусочки хлеба и сала на ниточке. Другие выставляют в саду лукошко с семечками, зерном и хлебом. Лазоревки, чижи, чечётки целыми стайками посещают эти бесплатные столовые. (В. Бианки)

Работа с тестами
1 вариант. Укажите предложения, в которых между однородными членами запятая не ставится.
1) Дни стояли тёплые и ласковые.
2) Она шьёт хорошо но медленно.
3) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер.
4) Карета подъехала и остановилась.
5) Мы проснулись ни свет ни заря.

2 вариант.

Укажите предложения, в которых между однородными членами запятая ставится.
1) В воскресенье мы поедем за город или пойдём в музей.
2) В походе нам потребовались и палатка  и спальный мешок.
3) Метели  снега и туманы покорны морозу всегда.
4) Ученье без уменья не польза а беда.
5) Стоит Иван ни жив ни мёртв.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.
- Ещё раз назовите верные утверждения.
- Когда между однородными членами запятая ставится?
- Когда нет? Приведите примеры.

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение …
2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будет включена изученная пунктограмма.

 

 

Второй урок
Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Цели:
- отрабатывать навык постановки запятой в предложениях с однородными членами;
- дать понятие об обобщающем слове при однородных членах;
-   научить правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

Ход урока
1. Начало урока.
Проверка домашнего задания. Общая проверка домашнего упражнения.

Стадия вызова
Приём «Отсроченная отгадка»
- Как можно было бы охарактеризовать слово, при помощи которого мы могли бы обозначить целую группу слов – однородных членов?
- Подумайте, как можно назвать одним словом перечисленные предметы, продолжите ряды слов по аналогии:
яблоки, груши, сливы – фрукты,
конфеты, печенье, зефир - …,
мама, папа, бабушка - …,
стол, шкаф, кровать - ….

Стадия осмысления
- Прочитайте предложения, определите, есть ли в них слова, при помощи которых обозначается целая группа предметов, признаков, явлений.


(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание)
1. Шары были разных цветов: красные, синие и зелёные.
2. С опытным проводником нам не страшно ничего: ни броды через бурные реки, ни тайга, ни перевалы.
3. Мы читали разные книги: сказки, повести , рассказы.
4. В пруду развели разную рыбу: карпов, толстолобиков, плотву.
5. Дружно растут в лесу юные деревья всех пород: ель, сосна, осина и берёза.

Стадия рефлексии
Итак, возвращаемся к началу урока. Вспомните поставленный вопрос? Смогли ли вы охарактеризовать выделенные слова?
- Выберите название для этих слов из предложенных: уточняющие, обобщающие, выделенные.
- Почему же вы выбрали определение «обобщающие» для этих слов ?
- Да, эти слова с более широким , обобщающим значением по сравнению со словами с более конкретным, узким  значением.

2. Совместное определение темы и целей урока.
_ Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой ставим?
- Итак, тема нашего урока – «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них». Если мы научимся находить обобщающие слова в предложениях с однородными членами, то, значит, сможем и правильно расставлять знаки препинания.


3. Актуализация имеющихся знаний.
Приём «Кластер»
- Об обобщающих словах при однородных членах предложения более подробно информацию нам представит в своей презентации ученик. (слушаем подготовленного ученика)
Презентация. В ходе презентации записываем предложения и образцы схем.
1 слайд.
При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Они обозначают общее название для всего перечисленного и отвечают на тот же вопрос, что и однородные члены.


Запомни обозначение:
(*) – обобщающее слово.
2 слайд.
Если обобщающее слово стоит перед перечислением, после него ставится двоеточие.
В саду у старушки росли цветы: гвоздики, лилии, тюльпаны.
{ (*): (), (),() }.


3 слайд.
В книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами могут быть слова как-то, а именно, например. Они указывают на идущее дальше перечисление. В таких случаях после этих слов ставится двоеточие, а перед ними запятая.


4 слайд.
Мне нужны некоторые инструменты, например: молоток, напильник, ножовка.
{ (*),например: (), (), () }.


5 слайд.
В пруду развели разную рыбу, а именно: карпов, плотву, лещей.

{ (*), а именно: (), (), () }.

4. Основная часть урока.
Задание. Перечитайте ещё раз записанное вами предложение с обобщающим словом перед о.ч. предложения, рассмотрите  схему, расскажите о постановке знаков препинания.
- Итак, каким правилом мы руководствовались, расставляя знаки препинания в этих предложениях с однородными членами, при которых есть обобщающее слово?
Работа по разноуровневым карточкам (учащийся сам выбирает уровень задания – перед ним обе карточки)


1-й уровень. Расставьте знаки препинания в предложениях. Составьте схемы.
В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград.
Морские рыбы нашего Севера треска сельдь палтус.
Лужайку украшали полевые цветы а именно ромашки незабудки лютики.
В зоопарке живут разные звери тигры львы слоны.
Ребята полюбили героев сказки Элли Дровосека Страшилу.


2-й уровень. Допишите предложения, добавив или однородные члены, или обобщающее слово. Составьте схемы.
В корзине лежали разные …  яблоки груши виноград.
Морские …  нашего Севера треска сельдь палтус.
Лужайку украшали полевые …  а именно …  …  … .
В зоопарке живут разные звери …
Ребята полюбили … сказки Элли Дровосека Страшилу.


Пишем  диктант.
Утро. Роса ещё не обсохла. Крошечные водяные капли повисли всюду: на листьях, цветах, на стеблях травы.
Из-за вершин деревьев выглянуло солнце, и в тот же миг в каждой капле росы зажёгся ослепительно яркий фонарик. Они были все разные: синие, розовые и голубые. Весь лес сиял розовым светом.

Итог урока
- Что узнали об обобщающих словах ?
- Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными  членами.


6.Домашнее задание.
Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.
Составить упражнение  из пяти предложений  по изученной теме.