Литературная викторина
«Знаете ли вы басни И. А. Крылова?»

Кто не слыхал его живого слова ?
Кто в жизни с ним не встретился своей ?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
М. И. Исаковский


В начале игры создаются 2 команды по 5 человек. Дети должны выбрать капитана своей команды и придумать название и девиз команды. Перед первым конкурсом капитан представляет свою команду зрителям и жюри.


1. Разминка.  Назовите басни, из которых взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы?
- А ларчик просто открывался. («Ларчик»)
- У сильного всегда бессильный виноват («Волк и ягненок»)
- Ты все пела? Это дело, так поди же попляши!» («Стрекоза и муравей»)
- Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на слона!» («Слон и моська»)
- А Васька слушает да ест! («Кот и повар»)
- Тришкин кафтан
- Слона-то я и не приметил. («Любопытный»)
- Демьянова уха.
- Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и обезьяна»)
- Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.(«Кукушка и петух»)


Каждой команде задается по 5 вопросов. Правильный ответ оценивается 1 баллом.

2.В каких баснях И. А. Крылова так ярко изображены эти животные?


- Свинья на барский двор когда-то затесалась;
Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;
В сору, в навозе извалялась;
В помоях по уши досыта накупалась:
И из гостей домой пришла свинья-свиньей. («Свинья»)

-Мой волк сидит ,прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. («Волк на псарне»)

- Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша. («Ворона и лисица»)

-Вертит очками так и сяк: то к темю их прижмет,
То их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет. («Мартышка и очки»)

3. Конкурс капитанов. Отгадай центон. Пока капитаны готовятся , ведущий играет с командами в «Комнату находок».


Центон – это стихотворение, составленное из строк, собранных из различных произведений одного автора. Капитанам предлагается назвать басни, из которых он составлен:
В июле, в самый зной, в полуденную пору, сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий возвратясь, по улицам слона водили, как видно напоказ-
Известно, что слоны в диковинку у нас – так за слоном толпы зевак ходили…
Какой-то повар, грамотей, с поварни прибежал своей…
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни, как вдруг из подворотни..
Проказница мартышка, осел, козел да косолапый мишка
Затеяли сыграть квартет… Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука..
Победителем в этом конкурсе нужно считать того, кто правильно назовет все басни. Текст распечатывается для каждого капитана отдельно.

4. «Комната находок».


Участники команд заранее готовят задания для соперников. На листах рисуют предметы из басен: очки, сыр, виноград, зеркало, поварской колпак и.т.д. Команды  должны разыскать их владельцев. Адресом служит заглавие басни, героем которой является владелец данной вещи. Команды представляют по 3 иллюстрации.

5.» Ход конем».

  Пока команды готовятся, проводится игра со зрителями.
Прочесть слова поможет шахматный конь. Начиная с нижнего левого угла, нужно прочитать мораль к басням И. А. Крылова.

дело

нет

лад

на

в

не

согласья

их

,

когда

пойдет

товарищах

(«Лебедь, Щука и Рак»)

все

ни

не

садитесь

вы

музыканты

как

в

,

а

годитесь

друзья

(«Квартет»)

6. Игра со зрителями.


Ведущий говорит несколько слов из хорошо известной басни. Все слова называются в именительном падеже. Участники должны отгадать басню.
- плутовка, дерево, хвост, ворона…
- волк, угол, зубы, шерсть…
- волк, кость, беда…
- свинья, век, дуб, желуди…
По итога 6 тура награждаются зрители.

7.» Вытяни билетик» . 

У частники команд поочереди вытягивают карточку с вопросом.
Кто из героев басен И. А. Крылова:
- в жаркий день зашел к ручью напиться?
- сидит, прижавшись в угол задом?
- увидевши слона, ну на него метаться, и лаять, и визжать, и рваться?
- вертит очками так и сяк: то к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
то их понюхает, то их полижет?
- под дубом вековым наелась желудей досыта, доотвала?
- ударили в смычки, дерут, а толку нет?
- лето красное пропела?
- припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком?

8. «Пропущенное слово».


В отрывки текстов из басен Крылова участники конкурса должны вставить пропущенные слова. Слова записываются в выданную карточку.
1. Худые песни … в когтях у кошки.
2. Вперед чужой беде не смейся, …
3.А … просто открывался.
4. Ай, … ! Знать она сильна.
5. А … слушает да ест.

9. Задание от зрителей.

  Узнайте басню по ее началу.
Эти отрывки читают зрители. Команды отвечают кто вперед.
1. Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться за дело просто взяться. («Ларчик»)
2. Что волки жадны, всякий знает: волк, евши, никогда костей не разбирает.(«Волк и журавль»)
3. У сильного всегда бессильный виноват… («Волк и ягненок»)
4. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна:
Но только все не впрок…(«Ворона и лисица»)


10. Инсценирование басен.

Команда выбирает басню для показа самостоятельно и готовится к этому конкурсу заранее. Подведение итогов игры . Награждение всех участников.

 

 
©Феоктистова Наталья Юрьевна
 

Вернуться в начало страницы